Медные духовые музыкальные инструменты


Медные духовые музыкальные инструменты — группа духовых инструментов, представляющих собой длинную, как правило свернутую в несколько оборотов трубку из латуни — сплава на основе меди. Источником вибрации при игре на медных духовых являются губы музыканта (амбушюр), прикладываемые к мундштуку.

Различают медные духовые инструменты без клапанов, на которых можно исполнять только звуки натурального звукоряда (горн, фанфара, натуральная валторна), и с клапанами (вентилями), подключающими во время игры дополнительные трубки-кроны разной длины для увеличения длины столба воздуха и получения возможности исполнять все звуки хроматического звукоряда (труба, валторна, туба и другие). Также существует единственный в своём роде хроматический инструмент без клапанов, но с заменяющей их кулисой, плавно увеличивающей длину воздушного канала — тромбон.

В отличие от деревянных духовых инструментов, в канале трубки современных медных инструментов нет клапанов-отверстий для сокращения длины вибрирующего столба воздуха — он вибрирует целиком по всей длине инструмента.

Искусство трубить в полый рог животного или в раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать из металла специальные инструменты, похожие на рога и предназначенные для военных, охотничьих и культовых целей.

Предками современных медных духовых инструментов были охотничьи рога, военные сигнальные трубы, почтовые рожки и древнегреческие фанфары. Эти инструменты, не имевшие вентильного механизма, издавали несколько звуков натурального звукоряда, извлекаемых только с помощью губ исполнителя. Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натурального звукоряда, прочно вошедшие в музыкальную практику. Некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева.

При повышении техники обработки металлов и производства металлических изделий стало возможным изготовлять трубки для духовых инструментов определённых габаритов и нужной степени отделки. По мере совершенствования медных духовых труб и развития искусства извлекать на них значительное количество звуков натурального звукоряда, появилось понятие натуральных инструментов, то есть инструментов без механизма, способных давать только натуральный звукоряд.