Меднянский, Ласло


Ладислав (Ласло) Йозеф Бальтазар Евстахий Меднянский (венг. Mednyánszky László, словацк. Ladislav Medňanský, 23 апреля 1852, Бецков — 17 апреля 1919, Вена) — словацкий и венгерский художник.

Родился в Бецкове в дворянской семье, барон. Отец — Эдуард Меднянский, мать — Мария Анна Меднянска, урождённая Сирмаи. До 1870 года жил в Словакии, входившей тогда в состав Королевства Венгрия. Пейзажи Высоких Татр впоследствии постоянно встречались в его творчестве. В 1863 году австрийский художник Томас Эндер посетил Бецков и по просьбе родителей Меднянского согласился посмотреть его художественные работы. Позже он дал отзывы на несколько рисунков, посланных ему в Вену.

В 1870 году Меднянский отправился в Золотурн, где готовился к обучению в Швейцарской высшей технической школа Цюриха. В Цюрихе, однако, он не доучился, и в 1872 году поступил в Академию художеств в Мюнхене и проучился там два года. Будучи недовольным стилем преподавания, в 1873 году поступил в Школу изящных искусств в Париже и учился там до 1875 года в классе профессора Изидора Пиля. После смерти Пиля в 1875 году Меднянский снял студию на Монмартре и стал зарабатывать на жизнь художественным творчеством. Он оставался в Париже до 1875 года, познакомившись с современными художественными течениями, такими как импрессионизм и постимпрессионизм. Существенное влияние на его творчество оказала барбизонская школа, а позже он попадал под влияние символизма и ар-нуво.

Главной темой творчества Меднянского был пейзаж, самым частым сюжетом — изображение деревьев. Очень часто в его пейзажах встречаются изгиб реки или тропы. иногда уходящей в лес. На пейзажах показано разнообразие погоды; известно, что Меднянский специально наблюдал за погодой и оставлял сведения об этих наблюдениях в своём дневнике, который вёл по-венгерски и по-немецки, записывая слова греческими буквами. Другим постоянно повторяющимся сюжетом его творчества были портреты, часто изображения простых людей, живших там же, где и художник.

Между 1877 и 1889 годом Ласло Меднянский постоянно менял место жительства, проживая поочерёдно в Словакии, Будапеште и Вене. Затем до 1892 года он снова жил в Париже, в основном изображая людей. Его мать умерла в 1883 году, отец — в 1895. После смерти отца художника в работах Меднянского появляется тема смерти.

В 1896, совместно с художниками Арпадом Фести и Енё Барчаи в честь 1000-летия основания венгерского государства участвовал в создании знаменитого монументального полотна (циклорама, или круговая панорама, площадью 1800 кв. м.) под названием «Прибытие (вхождение) мадьяр» (другое название «Обретение Родины»). На круговом живописном полотне было запечатлено две тысячи персонажей.