Международное публичное право


Международное публичное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Изначально, ещё со времён опубликования в 1789 году труда Иеремии Бентама «Введение в принципы морали и законодательства» для обозначения соответствующей системы юридических норм использовалось понятие «международное право» (лат. ius gentium). Термин «международное публичное право» возник в конце XIX в. и был впервые легализован Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации от 11 декабря 1946 года[1][2].

С той поры он прочно вошёл в научный оборот и стал употребляться с целью отделить сугубо межгосударственное, публично-властное ядро международного права от многочисленных норм частноправового характера, регулирующих трансграничные отношения лиц и организаций, осуществляющих свою деятельность в разных государственных юрисдикциях[3]. По этой причине в российском международно-правовом дискурсе под международным правом вообще понимают в первую очередь публичную его ветвь, тогда как частная обычно рассматривается в рамках самостоятельной области юридического знания[4].

Под международным публичным правом в литературе обыкновенно понимают систему обязательных норм и принципов, содержащихся в признаваемых его субъектами источниках и определяющих границы юридически дозволенного и неправомерного в отношениях между государствами, международными организациями и другими субъектами международного права в целях управления международным сотрудничеством в соответствующих областях[4].

Международное публичное право можно рассматривать как неотъемлемый элемент международной системы — сложного динамического образования, состоящего из сети плотно переплетённых элементов: государств, наций и народов, борющихся за самоопределение, международных организаций, иных межгосударственных объединений, не являющихся международными организациями, международных конференций, а также их контактов и взаимодействий. Международное право наряду с иными социальными регуляторами (политическими нормами, обыкновениями и т. п.) оказывается в такой системе универсальным сводом правил и внутренних законов, по которым последняя функционирует. С этой точки зрения само существование объективно наблюдаемого миропорядка было бы невозможным без корпуса регламентов и запретов, придающих ему должную меру устойчивости, предсказуемости и долговечности[5][6][7].

В научных публикациях, посвящённых природе и сущности международного права, часто отмечаются такие его качества, как универсальность, общедемократичность, антидискриминационность[8]. Имеется в виду, что это «общее» право всего человечества, выражающее наиболее важные, не поддающиеся оспариванию ценности, разделяемые людьми независимо от их культурной, этнической, расовой, религиозной, гражданской и любой другой принадлежности. Кроме того, международное право является:


Представители государств на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
Теория монизма: международное и внутригосударственное право — единая система (вариант с приматом международного права).
Теория дуализма: две независимые, параллельно существующие системы.