Меженинов, Николай Павлович


Николай Павлович Меженинов (1838, Рязанская губерния — 1901, Санкт-Петербург) — российский инженер-путеец. Начальник экспедиции по проведению изысканий и начальник строительства Средне-Сибирской железной дороги Великого Сибирского пути (1887—1896). Тайный советник (1900).

Родился 10 (22) марта 1838 года в селе Мишино Зарайского уезда в старинной дворянской помещичьей семье, владевшей землями в Рязанской губернии с XVI века[1]. Его отец, поручик Павел Семёнович Меженинов (1803—?) был внесён в дворянские родословные книги: 19 марта 1843 — в VI-ю часть ДРК Тульской губернии; 10 ноября 1847 — во II-ю часть ДРК Рязанской губернии[2].

Родовая усадьба находилась в селе Мишино[3]. Семья была многодетной: сестры — Анна (род. 15.11.1832), Мария (род. 2.04.1836), Елизавета (род. 24.03.1845); братья Александр (1834—1910), Иван (род. 14.06.1840), Виктор (род. 30.01.1847).

В 1861 году окончил кандидатом физико-математический факультет Московского университета (по отделению чистой математики). В том же году поступил в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения и, окончив его в 1863 году, получил звание инженера-поручика путей сообщения. Был назначен начальником дистанции седьмого округа путей сообщения Конотопской железной дороги.

Тяготея к практической работе, добился освобождения от должности и с 1866 года участвует в строительстве железнодорожных линий в обществе Курско-Киевской железной дороги, в 1869 году принимает участие в изысканиях для строительства железной дороги КонотопБахмачМинск. В 1870 году назначается начальником правительственных изысканий железной дороги Вильно — Минск. В 1872 году командирован в качестве государственного инспектора строительства Ландварово-Роменской железной дороги, в 1874 году получил назначение на должность инспектора Уральской горно-заводской дороги от Перми до Екатеринбурга.

В марте 1875 года руководит строительством дороги Оренбург-Самара, ведущимся обществом Оренбургской железной дороги. В 1877 году назначен главным инженером строительства Сумского участка Харьковско-Николаевской железной дороги. Будучи затем главным инженером правления этой дороги, занимался проектами повышения её пропускной способности и устройством Николаевского порта. В 1881 году, с переходом дороги под государственное управление, возглавил её правление. В 1883 году вышел в отставку, принимал участие в постройке участка Полесской дороги. Затем был избран начальником управления Закавказской железной дороги.