Мензуральная нотация


Мензура́льная нота́ция — вид линейной ритмической нотации, господствовавший в западноевропейской музыке второй половины XIII — начала XVII веков. Первоначально термин относился только к вокальной многоголосной музыке, позднее к любой (в том числе, инструментальной).

Слово «мензуральный» (лат. mensurabilis, mensuratus букв. «размеренный»; также figuratus «нотированный») в исторических документах всегда применялось не к нотации, а к самой музыке (например, в сочетаниях cantus mensurabilis, musica mensurata, cantus figuratus и т.п.). Техника ритмической композиции и адекватная ей система письменной фиксации ритма составляли единый научно-теоретический и дидактический комплекс. Под «мензуральной» подразумевалась многоголосная музыка с нотированным ритмом, в противовес одноголосию григорианского хорала — «плавной», или «ровной», музыке (лат. musica plana, cantus planus), где ритм определялся просодией, смыслом и формой молитвословного текста, и последовательно не нотировался.

Многоголосный склад (особенно по мере усложнения техники полифонической композиции, начиная со свободного и мелизматического органумов с регламентированным употреблением в них консонансов и диссонансов) потребовал обновлённой, «истинной» синхронизации вертикали, в отличие от той, что существовала в гетерофонной музыке (например, в параллельном органуме, состоявшем преимущественно из консонансов — квинты, кварты, октавы).

В основу графики мензуральной нотации были положены символы римской квадратной нотации, для которых характерна квадратно-ромбовидная форма. Различались простые графемы (figurae), то есть одиночные ноты — максима, лонга, бревис, семибревис, позднее минима и семиминима, фуза и семифуза, которым соответствовали паузы соответствующей длительности, и лигатуры (ligaturae). Для ритмической расшифровки лигатур были установлены разветвлённые, весьма громоздкие правила.

В отличие от классической (круглой тактовой пятилинейной) нотации, где отношение между длительностями соседних ритмических уровней твёрдо установлено как бинарное (2:1), в мензуральной нотации это отношение может быть 3:1 (такая мензура называлась «перфектной», или совершенной) или 2:1 («имперфектная», или несовершенная, мензура).

В конкретном музыкальном сочинении бинарное и/или тернарное соотношение длительностей задавалось, как правило, сразу на двух уровнях: как (1) тип соотношения бревиса и семибревиса (такое соотношение называлось словом темпус — лат. tempus) и (2) тип соотношения семибревиса и минимы (так называемая пролация — лат. prolatio)[1]. Графически темпус и пролация отображались особыми знаками, которые выставлялись в начале первого нотоносца (круг, полукруг, с точкой внутри или без этой точки) — эти знаки в науке традиционно рассматриваются как предшественники позднейших обозначений тактового размера. Комбинация темпуса и пролации, таким образом, определяла фактическую протяжённость каждой ноты и паузы в целом, выводимую из частного соотношения каждой пары соседних ритмических уровней.