Менталитет


Менталите́т, мента́льность (от лат. — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад[1]) — общие «психические свойства», общность «психического склада» какой-либо группы[2], мироощущение, мировосприятие, которые определяются этническими и национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью[3], целостная совокупность восприятия, верований, духовных навыков, формирующая картину мира и скрепляющая единство сообщества или культурной традиции. Обычно одна ментальность реконструируется через сопоставление с другой ментальностью[1].

Идеи врождённой культуры, национального характера и т. п. в рамках современной социологии полностью дискредитированы или являются устаревшими[4][5].

Влияет на индивидуальное и коллективное сознание, представляя собой специфический тип мышления. Оценка какого-либо явления конкретным индивидом складывается на основе прежнего социального опыта, здравого смысла, интересов, эмоциональных впечатлений. Ментальность возникает из социально обусловленных компонентов и раскрывает представления человека об окружающем мире. В ментальности находят культурное выражение навыки осознания окружающего, мыслительные схемы и образные комплексы. Включая в себя бессознательное, ментальность служит выражением жизненных и практических установок, устойчивых образов, эмоциональных предпочтений, свойственный конкретному сообществу или культурной традиции[1].

Ментальность как понятие соединяет представления об аналитическом мышлении, развитых формах сознания и представления о полуосознанных культурных шифрах. В связи с этим в рамках ментальности выделяются различные оппозиции — «природное и культурное, эмоциональное и рассудочное, иррациональное и рациональное, индивидуальное и общественное». Считается, что наиболее продуктивно использование этого понятия при анализе архаических структур мифологического сознания. Понятие получило более широкий смысл, используясь не только для толкования отдельных культурных трафаретов, но и для интерпретации образа мыслей[1].

Термин «ментальность» встречается у американского философа Ральфа Эмерсона (1856), рассматривавшего центральное метафизическое значение души в качестве первоисточника ценностей и истин. Понятие использовали неокантианцы, феноменологи, психоаналитики. Подробно было разработано французскими учёными-гуманитариями XX века. Марсель Пруст, обратив внимание на неологизм, стал сознательно применять его. В рамках эволюционной и анимистической школ в этнологии, а затем в социологическом рационализме Эмиля Дюркгейма выделялись элементы примитивной ментальности, отнесённые к архаическому этапу в развитии социума. Эти исследования не смогли предложить точного определения понятия примитивной ментальности, и в явной или скрытой форме противопоставляли примитивные народы и развитые, а также иерархически распределяли формы мысли. После Первой мировой войны Марсель Мосс в очерке об отраслях социологии отметил, что изучение ментальности входит в моду[1].