Мера (философия)


Ме́ра — философская категория, означающая единство качественной и количественной определённостей некоторого предмета. Согласно А. П. Огурцову, эта категория обобщает способы и результаты измерения предметов. Анализ меры исходит из важности интервала изменений количественных величин, в рамках которого можно говорить о сохранении качества предмета. Категория меры тесно связана с рядом философских понятий, в том числе относящихся к областям этики и эстетики. В период античности имела космологическую и антропологическую трактовки.

В античной мифологии символом меры была Немезида, почитавшаяся как богиня справедливости и устроительница космического порядка; согласно Еврипиду, «И меру нам и вес / Она даёт и числа образует»[1].

Понятие меры у древних греков имело этическое значение[2]. Согласно Гесиоду, «Меру в словах соблюдёшь — / И всякому будешь приятен»[3]. Понимаемая как умереность в словах и поступках, мера была одним из центральных понятий у греческих мудрецов (Клеобул: «Мера лучше всего (вар. наилучшее)»; Солон: «Ничего слишком (вар. сверх меры)»; Питтак: «Знай меру»; Фалес: «Блюди меру»[4]:92—93).

Мера также имела и космическо-онтологическое значение, характеризуя способ бытия первоначала. Так, один из представителей ранней греческой философии Гераклит говорил о космосе как о вечно живом огне, «мерно возгорающемся и мерно угасающем»[4]:217. Мифологические истоки философии этого периода проявились в таком фрагменте Гераклита: «Солнце не преступит положенных мер, а не то его разыщут Эринии, союзницы Правды»[4]:220. В учении Диогена Аполлонийского первоначалом является Бог, тождественный воздуху и в то же время сознанию, позволяющему «полагать меру всему: зиме и лету, ночи и дню, дождям, ветрам и вёдру»[4]:547. Пифагорейцы стремились выразить меру с помощью чисел и пропорций. Так, справедливость они выражали квадратным числом (4 или 9)[4]:466.

В противовес космологической интерпретации меры в античности развивается также её антропологическая трактовка. Так, согласно Протагору, «человек — мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих же, что они не существуют»[5].

У Платона Благо понимается как единство трёх идей — красоты, соразмерности и истины, то есть включает в себя меру.