Мёрдок, Джордж Питер


Джо́рдж Пи́тер Мёрдок (англ. George Peter Murdock, 11 мая 1897, Мериден, штат Коннектикут, США — 29 марта 1985, Девон, штат Пенсильвания) — американский антрополог, основатель школы кросс-культурных исследований.

Джордж Мёрдок родился в Меридене (штат Коннектикут) в семье потомственных фермеров. Будучи подростком, Мёрдок много работал на семейной ферме и приобрёл большой опыт ведения традиционного, немеханизированного сельского хозяйства. В 1915 году он окончил Академию Филлипса в Эксетере и получил степень бакалавра по специальности «Американская история» в Йельском университете. Затем он поступил в Гарвардский юридический колледж, но покинул его, не проучившись и двух лет, ради совершения кругосветного путешествия. Эта поездка (19201922 годы), в значительной мере инспирированная известным йельским профессором Альбертом Келлером, пробудила в молодом учёном интерес к традиционным культурам и побудила приступить к изучению антропологии в Йеле. Йельская антропологическая школа имела традиционную эволюционистскую направленность, идущую от Самнера с примесью исторического партикуляризма, которого придерживался Франц Боас, видный антрополог, профессор Колумбийского университета. Боас отказался принять Мёрдока на кафедру антропологии Колумбийского университета как дилетанта, после чего Мёрдок поступил в аспирантуру Йельского университета[2].

В 1925 году Мёрдок защитил докторскую диссертацию, представив на защиту сокращённый перевод на английский язык и критический анализ работы Юлиуса Липперта «Kulturgeschichte der Menschheit in ihrem organischen Aufbau». В первой половине 1930-х Мёрдок вёл сбор этнографического материала среди индейцев хайда и тенайно северо-востока США. В 1938 году возглавил кафедру антропологии Йельского университета. Годом ранее Мёрдок опубликовал свою первую статью, посвящённую количественному анализу в кросс-культурных исследованиях («Correlations of matrilineal and patrilineal institutions»)[3].

Примерно к 20-м годам XX века, благодаря работам Боаса и его сторонников, во всей мировой антропологии (за исключением, естественно, советской) эволюционизм как антропологическая теория был разгромлен[4]. Однако Мёрдок (под влиянием Келлера) некоторое время сохраняет эволюционистские взгляды. Однако уже в первых исследованиях Мёрдок придерживается эмпирического метода в антропологии, собирает данные об отдельных культурах и подвергает их статистическим тестам. В Йеле он с группой единомышленников начинает создавать базу данных по мировым культурам. После аспирантуры Мёрдок два года преподаёт в Университете Мериленда, а потом снова оказывается в Йельском Университете в должности доцента.