Мерлин, Вольф Соломонович


Вольф Соломо́нович Ме́рлин (22 января 1898, Могилёв, Российская империя6 апреля 1982, Пермь, СССР) — советский психолог, доктор педагогических наук (по психологии) (1950), профессор, ученик и один из ближайших сотрудников (в 1921—1931 г.г.) профессора М. Я. Басова, продолжатель исследований целостной личности в естественных экспериментах по А. Ф. Лазурскому, в теоретической и экспериментальной разработке системной методологии междисциплинарных исследований многомерных закономерностей онтогенетического развития индивидуального своеобразия и социально-типичных свойств личности в различных видах и формах поведения, практической и теоретической деятельности; развивал идеи и опыт медико-психофизиологических, психологических и социально-психологических исследований академика В. М. Бехтерева; автор теории индивидуальных стилей деятельности и жизнедеятельности; автор и разработчик системной методологии междисциплинарных исследований человека как интегральной индивидуальности.[1],[2]

Рождён и воспитан в еврейской семье Соломона Наумовича (Хаим-Шлёмы Несанелевича) Мерлина, учителя математики могилёвской классической мужской гимназии им. императора Александра I Виленского учебного округа.[3] В семье и в гимназии Вольф Мерлин получил классическое образование, овладел 5 языками, включая греческий и латынь. По окончании учёбы в классической гимназии Вольф Мерлин получил право преподавания в народных школах и право поступления в ВУЗы России.

С 1918 по 1920 г. он работал инструктором по внешкольному образованию уездного отдела народного образования в Рязанской губернии. Участвовал в историческом первом и единственном Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 г. с участием В. И. Ленина, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, посвящённом ликвидации безграмотности в стране.[4].

В 1920 году Мерлин поступил на педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования, где с 1921 года стал читать лекции известный педагог, соратник Н. К. Крупской, Е. Я. Голант, а по психологии — профессор М. Я. Басов. Во время учёбы в институте начал исследовательскую работу в научной группе Е. Я. Голанта - М. Я. Басова по изучению педагогической работы со взрослыми, а также подрабатывал публичными лекциями в Петрограде о бессознательном с демонстрацией массового гипноза.

По окончании института, в 1923—1924 годах Мерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К. Цеткин в Ленинграде. Научная деятельность началась в Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью (1923—1924), руководимой М. Я. Басовым, возглавлявшим также педологическое отделение Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.

В 1924—1925 годах В. С. Мерлин — научный сотрудник комиссии по изучению педагогической работы со взрослыми «Комиссия работала под общим руководством профессора М. Я. Басова и Е. Я. Голанта и под моим непосредственным руководством».[5]