Месса по Россини


Месса по Россини — реквием, сочинённый совместно тринадцатью итальянскими композиторами на смерть Джоакино Россини. Написана для пяти солистов (сопрано, контральто, тенор, баритон, бас), смешанного хора, органа и большого оркестра.

Идея совместного сочинения поминальной музыки в память Россини принадлежала Джузеппе Верди. 17 ноября 1868 года, спустя четыре дня после смерти Россини, Верди обратился с этим предложением к Тито Рикорди[итал.], владельцу музыкального издательства Casa Ricordi[итал.]. Месса, созданная совместно итальянскими композиторами, должна была быть исполнена в годовщину смерти Россини 13 ноября 1869 года в Базилике Святого Петрония в Болонье; после этого ноты мессы должны были быть переданы на хранение в Болонский музыкальный лицей без права публикации или исполнения иначе как для возможного поминовения Россини в последующие годы.

Письмо Верди было опубликовано в течение нескольких дней в ряде итальянских газет и встретило, в целом, поддержку, хотя одна из газет и ответила невежливым фельетоном, заявив, что довольно странно чтить память выдающегося композитора каким-то попурри, явно не претендующим на высокие художественные качества, и лучше бы Верди написал мемориальную мессу сам[1]. Предложение получило одобрение и поддержку городской администрации Болоньи и Болонской филармонической академии. Для выбора авторов, распределения частей между ними и росписи солирующих голосов по частям был создан комитет в составе Лауро Росси, Альберто Мадзукато и Стефано Ронкетти-Монтевити (все трое из Миланской консерватории)[2]. Кроме того, миланским специалистам пришлось назначить каждому композитору-участнику тональность и темп, ограничить длительность каждой части (до семи минут) и возможный состав инструментов (с расширенной по сравнению со стандартным составом итальянского оркестра группой духовых)[3]. Комитет работал медленно и лишь к началу июня 1869 года[4] выбрал двенадцать композиторов помимо самого Верди, принадлежавших к разным поколениям — от 86-летнего Карло Кочча до 40-летних Антонио Каньони и Пьетро Платаниа; одним из критериев выбора был успешный опыт работы в оперном жанре, исключение было сделано для выдающегося инструменталиста Антонио Бадзини. Композиторы, напротив, работали быстро, и в начале сентября все тринадцать частей мессы были готовы[5]. Дирижировать мессой должен был Анджело Мариани.