Местночтимые святые


Местночти́мые святы́е — в исторических церквях святые, канонизированные в рамках отдельной епархии или почитаемые лишь в определённом регионе[1] и не имеющие общецерковного почитания[2][3].

Исторически в Христианской церкви святые различались не только по ликам (преподобные, благоверные, святители и т. д.), но и по распространённости и масштабу их почитания: среди них выделялись «местнохрамовые», «местноепархиальные» и «общенациональные»[2][4].

В Русской православной церкви канонизация местнохрамовых и местноепархиальных святых осуществлялась правящим архиереем с ведома её главы (сначала Митрополита, позднее — Патриарха всея Руси). Акт канонизации мог ограничиваться лишь устным благословением на почитание того или иного местного подвижника, и поэтому имеется довольно большое число святых, начало почитания которых не имеет письменного определения, однако фактически почитающихся[2].

Монастырское почитание подвижников могло начинаться по решению совета монастырских старцев, которые впоследствии утверждалось местным епископом[2].

Разделение местночтимых святых на чтимых в пределах целой епархии и на почитаемых только в одном монастыре или приходе во времена академика и историка Русской церкви Е. Е. Голубинского составляло часть живой церковной жизни[5], однако в настоящее время в практике Русской православной церкви имеет место лишь епархиальный вариант местного почитания[6].

Характер почитания местночтимых и общецерковных святых одинаков. Помощи святых просят в общественных церковных и частных молитвах, в их честь составляют молебны, во имя их освящают престолы и храмы, устраивают ежегодные празднества (память), почитаются их мощи и иконы[7].