Месяцеслов


Месяцесло́в (др.-рус. мѣсѧцесло́въ, мѣсѧцосло́въ[1], ошибочная калька с др.-греч. μηνολόγιο[ν] = др.-греч. μήν — «месяц» + др.-греч. λέγω — «собирать», а не от др.-греч. λόγιον — «слово»[2]) или свя́тцыправославный календарь, церковно-богослужебная книга[3] с указанием дней памяти святых, годового круга церковных праздников. Не путать с месяцословом Российской империи. В православной церкви входит в состав таких богослужебных книг, как служебник, апостол, минея и типикон; может содержать также указания на особенности богослужения в тот или иной день.

На основе церковного месяцеслова оформился русский народный земледельческий месяцеслов, в котором христианские праздники переосмыслены по-своему, в месяцеслов были внесены свои обряды, ритуалы и поверья, а христианским святым приписаны чудесные свойства покровительства и заступничества, охраны дома, человека, домашних животных, земледельческого труда и ремёсел[4].

В Типиконе содержится отдельная глава «О зна́мениях пра́здников месяцесло́ва» которая указывает: «Подоба́ет ве́дати, я́ко пра́здницы разделе́ни суть на вели́кие, сре́дние и ма́лые».

В XIX веке в связи с обнаружением различий в месяцесловах, созданных в разное время, начались активные исследования по выявлению различий месяцесловов и установлению причин возникновения данных разночтений. Первый шаг в этом направлении сделал ученый, имя которого осталось неизвестным. Его труд был опубликован в журнале «Христианское чтение». Он провел сравнение месяцеслова Остромирова Евангелия (1056–1057 года) с современным ему церковным календарем. Основной причиной разночтений по мнению автора являлась реформа календаря XII веке, задачей которой было приведение в единую форму всех календарей.

Этим вопросом в середине XIX века заинтересовался историк К. И. Невоструев. В своих работах он анализировал Мстиславово Евангелие XII в. При проведении анализа, ученому удалось выяснить, что в календарях, относящихся к XIX веку, не зафиксированы святые, которые присутствовали в древних святцах. Обнаружить их можно только в Прологах и Четьих-Минеях. Невоструев выделяет основные причины переноса дней поминовения. Во-первых, если они выпадали на Великие праздники, что не допускалось в ранней месяцесловной традиции, то их приходилось переносить на ближайшие числа. Во-вторых, были дни, на которые выпадало несколько памятей. Это приводило к тому, что приходилось переносить службу одному из них на ближайшую дату. В-третьих, святых объединяли по состоянию, званию, служению и др. Также исследователь предполагал, что могли быть и ошибки писцов[5].