Метапсихология (психоанализ)


Метапсихология (нем. Metapsychologie) — термин, применительно к психоанализу, предложенный З. Фрейдом для обозначения общего теоретического фундамента данной дисциплины, а также описания подхода к изучению психики в рамках основанной науки[1][2].

На современном этапе развития психоанализа термин имеет множество значений. По Лейбину он характеризует все идеи, описывающие психические процессы с точки зрения психоанализа[1]; в описании Лапланша — Понталиса метапсихология разрабатывает модели, отдалённые от эмпиризма[3]; определение термина за авторством Райкрофта и Мура — Файна сводится к «положениям на высшем уровне абстрагирования»[4][2].

Термин «метапсихология» был впервые упомянут в 1896 году в письме Зигмунда Фрейда берлинскому врачу Вильгельму Флиссу от 13 февраля. Речь шла, считает Валерий Лейбин, о поиске идей для понимания природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов — ответов на вопросы из сферы философии[1]. Первоначальное значение метапсихологии (как общей теории) было сформулировано в ходе работы над «Толкованием сновидений» (1900)[5].

В научную литературу термин был введён в «Психопатологии обыденной жизни» (1901)[5]; Фрейд, рассуждая о суевериях и «мифологическом миросозерцании», заключал, что любое восприятие реальности посредством обращения к легендам есть проекция «личной психологии» во внешний мир. Целью науки учёный видел «расшифровку» не воспринимаемых сознанием индивидуума психических процессов — иными словами, создание «психологии бессознательного». Фрейд писал: «Можно было бы попытаться разрешить таким путём мифы о рае и грехопадении, <…> превратить метафизику в метапсихологию»[6].

Более чем десятилетие термин учёным не употреблялся, только в 1915 году (в работе «Бессознательное») Фрейд вернулся к его использованию, предложив трактовку, согласно которой данный термин стал характеризовать подход к рассмотрению психологических процессов в трёх различных отношениях (аспектах) — динамическом, топографическом и экономическом; пять лет спустя в книге «По ту сторону принципа удовольствия» учёный утвердился во мнении о правильности избранного им подхода[7]. Вплоть до самой смерти учёного термин «метапсихология» оставался одним из важнейших понятий его теории; так, в книге «Конечный и бесконечный анализ» (1937) Фрейд, размышляя об устранении внутриличностных конфликтов, писал: «Без метапсихологических спекуляций и теоретизирования <…> здесь не сдвинешься ни на шаг»[8].