Метафизика (Аристотель)


«Метафи́зика» (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — то, что после физики; сокр. Aristot. Met.) — известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии. Состоит из 14 книг, собранных из различных работ Андроником Родосским, в которых описывается учение о первоначалах, которые и составляют предмет мудрости. Эти 14 книг принято обозначать заглавными буквами греческого алфавита. Исключением является 2-я книга, которая обозначается строчной альфой[1]. Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?») и перводвигатель («Откуда начало движения?»). Он также проводит различие между возможностью и действительностью. Последние книги Метафизики посвящены критике эйдосов как отдельно существующих от вещей сущностей.

Книгу I Аристотель начинает с утверждения, что «все люди от природы стремятся к знанию» (980a), поскольку они стремятся к восприятиям (αἰσθήσεων). Источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт (ἐμπειρία). На опыте воздвигается умение — знание общего. Однако практические умения — это ещё не высшее знание (ἐπιστήμη), каковым является только знание самоценное — мудрость (σοφία) — знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми называли тех, кто много знает; однако всё знать нельзя, но можно знать причины всего. Как раз философы с самого начала интересовались причинами: как причину происхождения Вселенной, так и того, что́ хорошо. Такое знание он называет божественным. В третьей главе Аристотель перечисляет четыре причины (αἰτίαι) всего (983а25-30):

Аристотель критикует своих предшественников за особый акцент на материальной причине: на воде (Фалес, 983b), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит) или четырёх элементах сразу (Эмпедокл, 984a). К началам движения он относил ум, дружбу и вражду. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев (гл.5) и Платона (гл.6). Аристотель указывает на многочисленные противоречия учения об идеях (эйдосах): например, если они образцы для материальных вещей, то почему они вечные, а материальные вещи -- временные? Тогда они образцы только частично, и должна быть причина такого частичного соответствия образцу. Многочисленные аргументы Аристотеля против учения об идеях сводятся к тому, что если считать, что идея -- причина вещи, то тогда надо находить некоторую промежуточную причину, благодаря которой идея и смогла сформировать вещь так, а не иначе, и так до бесконечности. Миф о демиурге, который творит вещи, взирая на идеи, Аристотель не рассматривает, потому что само понятие о нем противоречиво. Но и мыслить мир как исключительно материальный Аристотель не разрешает, потому что тогда мы не сможем объяснить, как в материальном мире возникают нематериальные моменты, например, общие причины для разных вещей или вообще все вещи, которые мы можем мыслить независимо от тела.