Метафизика (Аристотель)


«Метафи́зика» (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — то, что после физики; сокр. Aristot. Met.) — известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии. Состоит из 14 книг, собранных из различных работ Андроником Родосским, в которых описывается учение о первоначалах, которые и составляют предмет мудрости. Эти 14 книг принято обозначать заглавными буквами греческого алфавита. Исключением является 2-я книга, которая обозначается строчной альфой[1]. Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?») и перводвижитель («Откуда начало движения?»). Он также проводит различие между возможностью и действительностью. Последние книги Метафизики посвящены критике эйдосов как отдельно существующих от вещей сущностей.

Книгу I Аристотель начинает с утверждения, что «все люди от природы стремятся к знанию» (980a), поскольку они стремятся к восприятиям (αἰσθήσεων). Источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт (ἐμπειρία). На опыте воздвигается умение — знание общего. Однако практические умения — это ещё не высшее знание (ἐπιστήμη), каковым является только знание самоценное — мудрость (σοφία) — знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми называли тех, кто много знает; однако всё знать нельзя, но можно знать причины всего. Как раз философы с самого начала интересовались причинами: как причину происхождения Вселенной, так и того, что́ хорошо. Такое знание он называет божественным. В третьей главе Аристотель перечисляет четыре причины (αἰτίαι) всего (983а25-30):

Аристотель критикует своих предшественников за особый акцент на материальной причине: на воде (Фалес, 983b), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит) или четырёх элементах сразу (Эмпедокл, 984a). К началам движения он относил ум, дружбу и вражду. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев (гл.5) и Платона (гл.6).

В книге II Аристотель определяет философию как знание об истине (ἐπιστήμη τῆς ἀληθείας), причём истина оказывается целью знания.

В книге III Аристотель указывает на трудности познания причин: существуют ли сущности и где они пребывают? Он также критикует представление о богах, утверждая, что те, кто едят, не могут быть вечными.

Книга IV посвящена понятию сущности. Аристотель подчеркивает, что под этим словом могут пониматься тела, элементы или числа.