Метаэтика


Метаэтика (аналитическая этика[источник не указан 1039 дней]) — область исследований, объектом которых является нормативная этика. Метаэтика осуществляет логико-лингвистический анализ нормативно-этического, морального рассуждения на предмет его непротиворечивости, обоснованности, терминологической точности и т. д.[1]

В метаэтическом исследовании пересекаются две линии анализа: одна направлена на разработку некоторого «эталонного» образа этики, на выяснение критериев и самой возможности правильного, доказательного этического рассуждения; другая — на критику реальных этических построений (конкретных учений, концепций, аргументов).[2]

Метаэтика не выступает судьей в этических спорах, не участвует в формировании ценностных позиций. Она выполняет упорядочивающую, систематизирующую функцию, вносит логическую дисциплину в этические споры, устраняет «избыточную сложность» этической проблематики, обусловленную не столько сложностью самого предмета этики, сколько неточностью, многозначностью ее понятий.[2]

Согласно Ричарду Гарнеру и Бернарду Розену,[4]существует три рода метаэтических проблем или три общих вопроса метаэтики:

Вопросом первого рода, например, является «что означают понятия „хороший“, „плохой“, „правильный“, „неправильный“?». Вторая категория включает вопросы о том, являются ли моральные суждения универсальными или относительными, однозначными или плюралистичными. Вопросы третьего рода состоят, например, в том, откуда мы знаем, что хорошо, а что плохо, и можно ли это знать вообще. Гарнер и Розен утверждают, что все три рода вопросов не являются независимыми, и ответ на один из них подразумевает достаточно определённые ответы на остальные[4].

Эти теории пытаются ответить прежде всего на первый из общих вопросов метаэтики. Например, семантической теорией является теория ценностей.