Метеор (теплоход)


«Метео́р» (проекты 342342Э, 342У) — массовая серия советских скоростных речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях (СПК), разработанных горьковским (ныне нижегородским) Центральным конструкторском бюро по СПК под руководством Ростислава Алексеева. Хорошие мореходные качества позволяют «Метеорам» выходить в каботажное плавание в прибрежные районы моря. Наряду с теплоходом «Ракета» меньшей размерности, «Метеор» был и является самым массовым в СССР и мире СПК (выпущено более 400 единиц), эксплуатируясь в почти двух десятках стран в разных местах планеты[2].

Послужил основой для имеющих сходный обтекаемый аэродинамический дизайн массовых речных аналогов меньшей размерности «Беларусь» и «Восход», единичных речных аналогов большей размерности «Спутник» и «Буревестник», а также массовых специализированных морских аналогов «Комета» и «Колхида».

19 мая 1959 года был утверждён проект, а уже в октябре было спущено на воду первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Метеор», ходовые испытания которого проходили с 1 ноября 1959 года до 17 ноября 1959 года. В процессе ходовых испытаний первый «Метеор», построенный на заводе «Красное Сормово», прошёл путь от Горького до Феодосии и был оставлен там на зимний период. Весной 9 мая 1960 года первый «Метеор» вышел в обратный путь из Феодосии и 14 мая 1960 года пришёл в Горький. В июне 1960 года «Метеор» был представлен Н. С. Хрущёву. Присутствовавший при этом авиаконструктор А. Н. Туполев был впечатлён «Метеором» и попросил Р. Е. Алексеева о совместном управлении судном[3].

Далее был построен «Метеор-2». Судно вошло в состав Волжского объединённого пароходства МРФ РСФСР, а одним из его капитанов стал прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик[3].