Миафизитство


Миафизи́тство (от др.-греч. μία — «единая» + φύσις — «природа, естество») — используемое в современной богословской литературе наименование христологической доктрины, утверждающая единство природы Богочеловека Иисуса Христа без смешения и разделения в Нём божественной и человеческой природ[1][2][3].

Среди современных церквей миафизитства придерживаются Армянская апостольская, Коптская православная, Эфиопская православная, Сиро-яковитская православная, Маланкарская сирийская православная, Сиро-малабарская восточнокатолическая и Эритрейская православная церкви.

Миафизитство также называется умеренным монофизитством, в отличие от крайнего монофизитства (евтихианства), согласно которому объединение двух природ во Христе при Его воплощении привело к поглощению человеческого естества божеством, либо к образованию некой третьей сущности, не являющейся ни Богом, ни человеком[4]. В настоящее время нет церквей, которые следуют крайней монофизитской христологии[3].

Принципиальным отличием миафизитства от евтихианства полагают признание первыми единосущия Христа людям по человечеству. При этом миафизиты считают Христа хотя и истинным, но не вполне тождественным людям по природе человеком, а ограниченным в пользу Божества, Его человечество «пассивным объектом божественного воздействия»[4].

Миафизиты отрицают слияние Божества и человечества во Христе, но отождествляют термин «природа» с термином «лицо» или «ипостась», так что формула «одна природа» является для них способом выразить единство Христа. Они подчеркивают полноту человечества Иисуса Христа, но отказываются признать за ним статус «природы». Миафизиты считают, что во Христе только одна «воля» и одно «действие», то есть «одно богомужное действие»[4].