Микеланджело


Микела́нджело Буонарро́ти (полное имя Микела́нджело ди Лодови́ко ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни; также Микельанджело[7]; итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе, Флорентийская республика — 18 февраля 1564, Рим)[⇨] — итальянский скульптор, художник, архитектор[⇨], поэт[⇨] и мыслитель[⇨]. Один из крупнейших мастеров эпохи Высокого Возрождения[⇨] и раннего барокко — именно его считают подлинным «отцом барокко» в архитектуре[8].

Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера[9][10]. Микеланджело прожил почти 89 лет — целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать пап римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни[9].

Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II.

Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»[11]. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы. Гёте писал: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»[12][13]. Среди его архитектурных свершений — проект купола собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела[14].

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе, Тоскана, к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти[15] (итал. Lodovico (Ludovico) di Leonardo Buonarroti Simoni) (1444—1534), который в то время был 169-м Подеста[16]. В течение нескольких поколений представители рода Буонарроти—Симони были мелкими банкирами Флоренции, но Лодовико не удалось сохранить финансовое состояние банка, поэтому он время от времени занимал государственные должности[9][17]. Известно, что Лодовико гордился своим аристократическим происхождением, ведь род Буонарроти-Симони претендовал на кровное родство с маркграфиней Матильдой Каносской, хотя не нашлось достаточных документальных данных для подтверждения этого. Асканио Кондиви[en] утверждал, что сам Микеланджело в это верил, вспоминая аристократическое происхождение рода в своих письмах к племяннику Леонардо[18]. Уильям Уоллес писал[19]: