Дистанционный столб


Дистанционный столб, или почтовый столб — дорожный знак, показывающий расстояния до почтовых населённых пунктов в единицах измерения расстояния (почтовых милях) или в единицах измерения времени (часах) и предназначенный для расчёта времени, требующегося для проезда и доставки почтовых отправлений[1].

Давними предшественниками почтовых столбов были миллиарии[de]*, расставленные на всех римских дорогах. Они представляли собой каменные столбы, на которых были нанесены расстояния в милях[2].

Первые современные дистанционные столбы были установлены в Саксонии (ныне Германия) в 1695 году. С 1721 года там под руководством Адама Фридриха Цюрнера проводились землемерные работы и возводились столбы из камня. По почтовым трактам были сооружены ¼-мильные, ½-мильные, 1-мильные столбы и дистанционные столбы в форме обелисков. Первой дорогой, на которой были установлены такие дорожные знаки, стал почтовый тракт Дрезден — Лейпциг[1].

Впоследствии почтовые столбы появились в Майнце, Ганновере, Пруссии и других немецких государствах. Установка таких столбов была вызвана необходимостью расчёта времени доставки почты и размера почтовых сборов, который зависел от расстояния, на которое доставлялось почтовое отправление[1].

После перехода на метрическую систему мер и сооружения километровых столбов в 1870 году многие дистанционные столбы были уничтожены. Уцелевшие до наших дней на территории Германии столбы охраняются государством как исторические памятники[1].

В Российской империи почтовые дороги, получившие с XVIII века название почтовых трактов, подлежали измерению в верстах, для чего на них ставились верстовые столбы[3]. Согласно Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля, дорога «большая, почтовая, с верстовыми столбами» называлась в России «столбовой»[4]. Это устаревшее значение в современном языке сменилось на образное «основное, главное направление работы, движения»[5].