Мимолётности


«Мимолётности» (фр. Visions fugitives) op. 22 — сборник фортепианных миниатюр, написанных Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1915-17 гг. Некоторые «Мимолётности» Прокофьев исполнил перед отдыхающими в курзале Кисловодска 14 октября 1917 г. Официальная премьера «Мимолётностей» (сборник целиком) состоялась 15 апреля 1918 г. в Петрограде, также в исполнении автора[1]. Поводом к написанию послужили стихи К. Д. Бальмонта, две строки из которых Прокофьев выбрал к качестве эпиграфа:

В 1915 году Прокофьев сочинил пьесы №№ 5, 6, 10, 16 и 17[2], в 1916 году создал ещё 6 пьес, доведя их количество до 11, а весной 1917 году завершил подборку, добавив 9 пьес[3]. В «Дневнике» композитора «Мимолётности» впервые упоминаются в записях от апреля 1917 года.

А. М. Ремизов пишет во «временнике» в 1917 году, в записи о праздновании Пасхи (2 апреля): «На второй и третий день было у нас большое зборище. Как всегда, Щеколдин Федор Иванович и Григорьева Наталья Васильевна, Леонид Добронравов, И. А. Рязановский, А. М. Коноплянцев, Разумник Васильевич. Прокофьев играл своё «Мимолетное»,- так назвал он новые свои пьесы — музыку. Приходил Александр Александрович Блок и это в последний раз был он в моей серебряной игрушечной комнате — обезвелволпале (в обезьяньей великой и вольной палате).

11 апреля у Прокофьева был день рождения, и композитор исполнил свой новый опус перед гостями, среди которых, в частности, присутствовали Н. Н. Черепнин, П. П. Сувчинский, Н. Е. Добычина, А. П. Нурок, В. Ф. Нувель и Б. Н. Демчинский:

Играл я им мои новые сочинения — 3-ю Сонату и «Мимолётности». На «старую» гвардию произвела большое впечатление, пожалуй, Соната, тем, как она блестяще сделана, но, конечно, центр тяжести был в «Мимолётностях». И особенно сильное впечатление они произвели на Демчинского.