Минархизм


Минархи́зм (англ. minarchism; от лат. minimus — наименьший + др.-греч. ἄρχη — начало, власть) — модель государства, полномочия которого сокращены до необходимого минимума, ограничивающегося защитой свободы и собственности каждого гражданина или человека, пребывающего на территории государства, от внешних и внутренних агрессоров. Минархизм, наряду с анархо-капитализмом, является одной из ветвей либертарианской политической философии. Также иногда описывается как «Государство — ночной сторож»[⇨][1][2]. Минархизм направлен на стимуляцию процессов отмирания государства в пользу индивидуального суверенитета и развития институтов капитализма, то есть может рассматриваться как промежуточный этап между современным территориальным государством и анархо-капиталистической моделью общества. Другие либертарианцы (например, Роберт Нозик) последовательно опровергают и отрицают возможность функционирования анархо-капиталистического общества, обосновывая минимальное государство как единственно возможную форму устройства свободного общества.

Минархическая модель государства обосновывается с точки зрения либертарианства тем, что государство, ограниченное лишь функцией защиты граждан от агрессоров и существующее на добровольном финансировании, не нарушает центрального либертарианского постулата — принципа неагрессии, тогда как любые другие государственные формы общества противоречат либертарианству.

В либертарианской политической философии минимальное государство — это «ночной сторож», единственными функциями которого являются обеспечение своих граждан армией, полицией и судами, таким образом защищая их от агрессии, кражи, нарушений контрактов и мошенничества[4]. Великобритания XIX века была описана историком Чарльзом Таунсендом как знаменосец этой формы правления среди западных стран[5].

Сам термин «ночной сторож» (нем. Nachtwächterstaat) применительно к государству был введён немецким социалистом Фердинандом Лассалем в речи 1862 года в Берлине. Он критиковал буржуазно-либеральное государство с ограниченным правительством, сравнивая его с ночным сторожем, единственной обязанностью которого было предотвращение воровства. Фраза быстро прижилась как описание капиталистического правительства, даже когда либерализм начал обозначать более вовлеченное государство или государство с большей сферой ответственности в экономике[6]. Людвиг фон Мизес позже высказал мнение, что попытки Лассаля представить ограниченную ответственность государства абсурдной, в свою очередь, не менее абсурдны, чем существование государств, которые занимались в том числе «приготовлением квашеной капусты, изготовлением пуговиц для брюк или изданием газет»[7].