Минея


Мине́я, (церк.-слав. минíа; от греч. μηναῖα — мн. ч. от μηναῖον — «месячный, одномесячный, длящийся месяц»; от βιβλίον μηναῖον — месячная книга или τροπολόγιον μηναῖον — месячный Тропологий) — в православии общее название для церковнослужебных (предназначенных для богослужения) сборников, содержащих службы неподвижных (приходящихся на фиксированные даты) праздников церковного года (церковнослужебные минеи), а также че́тьих (предназначенных для домашнего или келейного чтения) сборников, содержащих тексты житийного и поучительного характера (Четьи-Минеи)[1].

Календарную основу Минеи составили праздники константинопольского происхождения. В византийскую Месячную минею вошли тексты, созданные авторами константинопольской достудийской (Андрей Критский, Герман Константинопольский), палестинской (Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский), константинопольской студийской (Феодор Студит, Климент, Феофан Начертанный, Иосиф Песнописец и др.) и итало-греческой (с конца X — XI веков; Нил Россанский, Варфоломей Младший) традиций.

Базовый состав каждого последования образуют гимнографический канон, седален, три стихиры, к которым могут прибавляться кондак, дополнительные стихиры и седальны, светилен, отпустительный тропарь, в раннюю эпоху — блаженны (стихиры для пения на евангельских заповедях блаженства). С XII века в состав Минеи включаются краткие жития святых. В связи с исчезновением Паремийника как типа богослужебного сборника в состав Минеи также были включены чтения Ветхого Завета, положенные на службе дня[1].

Минея восходит к единому византийскому комплексу песнопений тропарно-стихирного типа, предположительно сложившемуся в VII веке и носившему название Тропологий (Τροπολόγιον). Тропологий включал последования как подвижного, так и неподвижного циклов. Впоследствии единый кодекс распался на минейную (тексты неподвижного годового круга, последования неподвижных праздников), триодную (тексты подвижного пасхального круга, последования подвижных праздников) части и Октоих (тексты седмичного круга, последования по дням недели).

В конце XVIII — XIX веках состав греческих миней кодифицируется благодаря изданиям миней Варфоломея Кутлумушского и кардинала Жана-Батиста Питры.

Первые славянские минеи относятся к концу IX — началу X веков и представлены Общей минеей, составленной учеником Кирилла и Мефодия Климентом Охридским, и Праздничной минеей (как разновидностью Служебной минеи), сложившейся в Первом Болгарском царстве также трудами учеников Кирилла и Мефодия — Климента Охридского, Константина Преславского[1][2], Наума Охридского и их последователей. Древнейшие известные списки славянских миней датируются XI веком. Праздничная минея кроме текстов, переведённых с греческого языка, включает оригинальные древнеболгарские тексты. Совмещение Праздничной и Общей минеи в конце IX — начале X веков позволило совершать утреню каждый день церковного года[1].