Министерство путей сообщения Российской Федерации


Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России) — федеральное министерство, в 1992—2004 осуществлявшее управление в области железнодорожного транспорта. Согласно плану реформирования отрасли в 2003 году имущество (в большей части) было передано в созданное ОАО «Российские железные дороги», а в 2004 году министерство было упразднено.

МПС России образовано 20 января 1992 года[1]. Министерству были переданы все структуры, системы управления, предприятия, учреждения и организации МПС СССР, расположенные на территории Российской Федерации, а также находившиеся за рубежом. 7 апреля 1992 была установлена окончательная структура центрального аппарата МПС России[2][3].

В 1998 году постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

В апреле 2003 года в структуре МПС России создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» (ФГП ВО МПС России), а на железных дорогах вместо служб ведомственной охраны — 17 филиалов указанного предприятия. Предприятие не финансировалось из Федерального бюджета Российской Федерации, оказывая услуги на договорной основе[4]. В июне 2003 г. ФГП ВО МПС России была передана часть имущества железных дорог[5].

30 сентября 2003 года президентом ОАО «Российские железные дороги» Геннадием Фадеевым, и. о. министра путей сообщения Вадимом Морозовым и первым заместителем министра — статс-секретарём Министерства имущественных отношений Российской Федерации Александром Браверманом был подписан Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества «Российские железные дороги». Балансовая стоимость передаваемого имущества составила 1 триллион 535 миллиардов 700 миллионов рублей[6]. Подписанием этого документа завершился первый этап реформирования железнодорожной отрасли. ОАО «Российские железные дороги» с 00 часов 1 октября 2003 года приняло на себя управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте и всю хозяйственную деятельность отрасли (кроме охраны объектов и грузов, тушения пожаров)[7].

МПС России упразднено 9 марта 2004 года[8]. Функции упраздненного министерства — федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта.