Миннезанг


Миннеза́нг[1] (ср.-в.-нем. minnesang [2][3]; ср.-в.-нем. minne любовь, отсюда миннезанг букв. — «любовная песня»[4][5][6][7]) — обобщённое название искусства миннези́нгеров (нем. Minnesänger; ср.-в.-нем. minnesinger [5][8], от minne + ср.-в.-нем. singer певец; букв. — «певец любви»[5][9]), немецких и австрийских средневековых поэтов-музыкантов, преимущественно из рыцарского сословия[10]. По своему характеру миннезанг близок к поэзии трубадуров и труверов. В отличие от провансальской и северофранцузской лирики, чувственность и гедонизм в миннезанге несколько более сдержанны[9][11][12] и играют значительно меньшую роль[11]. Немецкая рыцарская поэзия умозрительна и морализованна, многие произведения имеют религиозный оттенок[11][12]. В своих произведениях миннезингеры[1][8][13][14][15] воспевали рыцарскую любовь к Прекрасной Даме, служение Богу и сюзерену.

Поэзия миннезингеров обширна. До настоящего времени она сохранилась в рукописных сборниках, из которых особенно известны Манесский кодекс и Вейнгартенский кодекс; такой тип рукописи современные палеографы зачастую обозначают как «песенный» (нем. Liederhandschrift, фр. chansonnier), даже если он не содержит нотированной музыки. Музыка раннего и классического миннезанга в рукописях не зафиксирована; песни поздних миннезингеров в небольшом количестве сохранились.

Термин «миннезанг» был введён в частое употребление немецкими филологами в XVIII веке[3][16] и восходит к средневерхненемецкому «minne» — любовь и «sang» — песня[7]. Впервые же этот термин употребил ок. 1195 года немецкий поэт Гартман фон Ауэ[5]. Изначально он использовался только для обозначения песен, связанных с куртуазной любовью, однако позднее распространился на всю сопровождаемую музыкой поэзию и стал включать также и песни на политические, моральные и религиозные темы[5]. Таким образом, в широком смысле миннезанг объединяет несколько лирических жанров: светскую рыцарскую поэзию, имеющую те же истоки, что и любовная поэзия вагантов, а также политическая и социально-поучительная поэзия шпильманов, и более позднюю сельскую куртуазную поэзию. В узком смысле под миннезангом понимают совершенно конкретный жанр куртуазной литературы, возникший под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фландрии, — немецкую рыцарскую лирику[3]. Понятие «minne» эквивалентно возвышенной «утонченной любви» (фр. Fin'Amors)[5], являвшейся неотъемлемым элементом куртуазной культуры, проникшей в Германию во 2-й половине XII века.


Памятник миннезингеру
Отто фон Ботенлаубену,
Бад-Киссинген,
скульптор — Лоре Фридрих-Гронау,
1965 год
Гартман фон Ауэ
Манесский кодекс, ок. 1300
миниатюра
Конрад фон Зуонегге[Зунеге],
Манесский кодекс, ок. 1300
миниатюра
Конрад фон Альтштеттен,
Манесский кодекс, ок. 1300
миниатюра
Ульрих фон Зингенберг
Манесский кодекс, ок. 1300
миниатюра
Состязание певцов в Вартбурге
Манесский кодекс, ок. 1300
миниатюра
титульная страница книги «Собрание песен миннезингеров швабского периода»[31],
Париж, 1852 год