Мир Мусаввир


Мир Мусавви́р (Мир Мансур Мусаввир; – род. в конце XV века в Бадахшане — ок. 1555, Индия) — персидский художник.

Слово «мир» в имени этого художника представляет собой сокращение от «эмир» (глава). Поскольку Мир Мансур Мусаввир был сейидом, то есть прямым потомком пророка Мухаммада, то это слово являлось обозначением его особого статуса; «мусаввир» же означает «художник». Персидский автор «Трактата о каллиграфах и художниках» (1544г) Дуст Мухаммад сообщает, что Мир Мусаввир и Ага Мирек были двумя несравненными сейидами, находившимися на службе в шахской китабхане Тахмаспа I (1514-1576), которые расписали стены дворца его брата, Сама Мирзы, и участвовали в иллюстрировании, заказанных Тахмаспом «Шахнаме» Фирдоуси, и «Хамсе» Низами. Автор превозносит художника и привычно сравнивает с Мани, утверждая, что тот бы выбросил кисть, при виде произведений Мир Мусаввира.

О ранних годах мастера ничего не известно. Известно, что Мир Мусаввир был учеником Бехзада, и современником Султан Мухаммеда. Перебравшись из родного Бадахшана в сефевидскую столицу Тебриз, художник попал в шахскую мастерскую, и вскоре стал не просто наиболее часто привлекаемым к иллюстрированию манускриптов художником, но и одним из самых уважаемых. Почтение, которое вызывало его происхождение, давало возможность Мир Мусаввиру занимать несколько особое положение, позволявшее наставлять новое поколение художников, к которому относился, в частности, его сын Мир Сеид Али. Однако исторические источники сообщают, что его наставления были скорее отеческими, чем творческими: хронист Кази Ахмед в своем «Трактате о каллиграфах и художниках» пишет «… его сын, Мир Сеид Али, который в отношении талантливости был лучше отца, поспешил в Индию».

История с Индией наиболее известная страница из всей биографии художника. В 1544 году могольский император Хумаюн (1530-1556), власть которого в оставленном ему Бабуром в наследство Хиндустане была непрочной, лишившись трона, нашел убежище при дворе шаха Тахмаспа. Но вначале он в течение месяца осматривал Герат. Его покорили культурные традиции Тимуридов в их наиболее утонченной форме. По приезде в Тебриз, где гостил у шаха Тахмаспа, Хумаюн познакомился с художниками Мир Мусаввиром и Абд ас Самадом, которых пригласил к себе, «если вернет свой трон». Шах Тахмасп, в то время сильно охладевший к живописи и каллиграфии, отнесся к возможному отъезду своих лучших художников с полным равнодушием. Правда, вместо Мир Мусаввира к Хумаюну поехал его сын Мир Сеид Али, что вызвало среди исследователей ироничные отзывы о пронырливости сына, обставившего своего отца. Некоторые источники сообщают, что Мир Мусаввир всё-таки тоже уехал в Индию, но сделал это позже, и в дальнейшем вместе с сыном основал при могольском дворе мастерскую, создававшую произведения в персидском стиле. По всей вероятности Мир Мусаввир жил в Индии при дворе моголов до самой смерти.