Миссис Дэллоуэй


«Ми́ссис Дэ́ллоуэй» (англ. Mrs Dalloway) — один из самых известных романов Вирджинии Вулф, опубликованный в 1925 году. На русском языке впервые издан в 1984 году в переводе Елены Суриц[1]. Входит во Всемирную библиотеку Норвежского книжного клуба, отобранную по результатам опроса 100 писателей и литературоведов всего мира.

Повествует об одном дне из жизни женщины средних лет, Клариссы Дэллоуэй, а также раскрывает события из её прошлого, касаясь её текущих и прекращённых отношений с другими персонажами. Течение времени обозначается боем лондонских часов и является каркасом романа, по которому можно определить хронологию происходящего. Повествование переключается с одного персонажа на другого либо в момент их встречи, либо в момент появления в мыслях, оформленных в форме потока сознания. Техника потока сознания, используемая в книге, существенно определяет способ повествования и изображения персонажей.

Роман начинается с того, что одним июньским лондонским утром 1923 года Кларисса, только что вылечившаяся от болезни, отправляется за цветами для приёма, который она организует у себя дома. Во время прогулки она вспоминает своего бывшего ухажёра Питера Уолша и предполагает, что предпочесть ему нынешнего мужа, Ричарда, служащего в Букингемском дворце, было хорошим решением. На улице она встречает своего старого друга Хью Уитбреда.

Её размышления прерывает грохот автомобильного двигателя: на Бонд-стрит прибывает важное лицо. Кларисса проходит мимо Септимуса Уоррена Смита и его жены, итальянки Лукреции, которые тоже идут по улице, — и повествование переключается на них. Септимус — молодой ветеран войны, страдающий от контузии. Шум машины, прервавший размышления Клариссы, пугает его, навевая плохие воспоминания о гибели на войне его друга Эванса.

Кларисса возвращается домой и задумывается о своей подруге детства Салли Сетон и их особых отношениях, во время которых они однажды даже поцеловались. Ричарда нет дома, потому что леди Брутон пригласила его на обед. Тут Клариссе наносит неожиданный визит Питер Уолш, вернувшийся со службы из Британской Индии по делу о своём разводе. Они говорят о настоящем, в то время как оба размышляют о прошлом: о принятых ими решениях, которые определили их нынешнюю жизнь. Кларисса приглашает на вечерний приём и Питера. Появляется Элизабет, 17-летняя дочь Клариссы, и Питер уходит. Повествование переключается на него.

Питер идёт в Риджентс-парк, где гуляют уже знакомые читателю Септимус и Лукреция Смиты. Питер снова думает о прошлом: в основном, о том, как сильно он любил Клариссу. Он также размышляет о её снобистском поведении. У Смитов идёт жаркий спор о самоубийстве, который Питеру как стороннему наблюдателю видится простым спором между молодыми любовниками. Он не воспринимает глубину их переживаний и не замечает, насколько неуверенно себя чувствует Септимус. Лукреция договаривается с мужем о визите к психиатру сэру Уильяму Брэдшоу. Этот врач не воспринимает болезнь всерьёз и только рекомендует Септимусу покой.