Митраизм


Митраи́зм (Мисте́рии Ми́тры) — мистический религиозный культ, распространённый в римской армии в I—IV веках н. э. В Античности культ именовался «митрийскими» или «персидскими мистериями», так как, по сообщению Порфирия, римские почитатели Митры считали свой культ персидским, а основателем его называли Зороастра. Исследования митраизма затруднены отсутствием сохранившихся священных текстов и скудостью письменных источников, основную информацию приходится черпать из памятников культового искусства. Археологами обнаружены около 420 митреумов, более 1000 эпиграфических памятников, связанных с митраизмом, более 700 сцен тавроктонии и 400 прочих предметов культа[1].

Судя по данным археологии, культ был широко представлен в латиноговорящих западных провинциях Римской империи, на дунайской границе и в самом Риме, количество находок на греческом Востоке единично[2]. По-видимому, культ был строго мужским, в социальном отношении привлекая военных, чиновничество Римской империи и вольноотпущенников. Культ считался тайным, религиозные собрания проводились в митреумах, имевших вид пещеры и никак не декорированных снаружи. Митреумы снабжались ложами для культовой трапезы, украшались рельефами или росписями, а также посвятительными предметами. Судя по размерам митреумов, организации митраистов были невелики по численности, нет свидетельств существования координирующей или высшей религиозной власти, облечённой правом толкования учения — в этом культ отличался от раннего христианства или зороастризма. По имеющимся данным, у митраистов существовала эзотерическая иерархия из семи степеней, относительно универсальности которой ведутся дискуссии. В каждом митреуме имелся посвящённый высшей категории (иногда два); наличие посвящённых более низкой степени, по-видимому, не регулировалось. Главным актом служения была культовая трапеза, а ритуал инициации, согласно Порфирию, сводился к «введению посвящаемого в тайну нисхождения душ и их обратного выхода». Коллегии митраистов (самоназвание их членов — «синдики») были стандартными для античного полиса гражданскими объединениями, владели имуществом, пополняемым из общих взносов, обладали юридическими правами[3].