Митра (божество)


Ми́тра (др.-инд. Mitrá, др.-перс. 𐎷𐎰𐎼 Miça, авест. 𐬨𐬌𐬚𐬭𐬀 Miθra — «дружба», букв. «то, что связывает», арм. Միհր, лат. Mithras) — божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, справедливостью, договором, согласием и солнечным светом.

Большую дискуссию вызвало упоминание Геродотом Митры как женского божества, не имеющее чёткого объяснения. Он пишет: «…от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы — Алилат, а персы — Митра)»[3]. Страбон исправляет его данные, указывая, что персы называют Митрой Гелиоса, то есть солнце[4]. Милитта — это Мулиссу, жена Ашшура[5].

Все гипотезы, включая остроумные объяснения оговорок переводчика Геродота, де Йонг характеризует как сомнительные[6]. Предполагалось также, что Геродот исходил из отождествления с планетой Венера. Чаще всего считают, что с Афродитой должна отождествляться Анахита[7].

Э. А. Грантовский вслед за В. В. Струве видит в сообщении указание на андрогинную сущность Митры[8]. Гипотеза о женской сущности Митры может подтверждаться нахождением богини Миоро на кушанских монетах[6].

В произведении Ксенофонта «Домострой» Митрой клянётся Кир Младший[9], а также перс Артабаз[10]. По Курцию, Дарий III перед битвой при Гавгамелах призывал Солнце, Митру и священный огонь[11]. В передаче Плутарха Дарий клянётся «великим светом Митры»[12]. Армянский царь Тиридат, обращаясь к Нерону, упоминал, что почитает Митру[13].

В надписи из Ксанфа Аполлон назван xšaθrapati (Митрой), а также Сараписом[14]. В псевдо-Клементинах Митра также отождествляется с Аполлоном[15].