Митра (головной убор)


Ми́тра (др.-греч. μίτρα — «пояс, головная повязка») — головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей.

Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа, и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель. В православной церкви при надевании митры на архиерея читается молитва: «Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих…», как и при совершении таинства брака. По этой причине митра понимается также как образ золотых венцов, которыми венчаются «праведники в Царстве Небесном на брачном пире сочетания Иисуса Христа с Церковью»[1].

Исторически митра на Востоке символизировала императорскую власть: считается, что, как и саккос, Константинопольский патриарх начал использовать её в своём облачении после падения Константинополя в 1453 году[2]. Более древнюю историю имеет практика использования митры Александрийским патриархом[3]. В первой половине XVII века и в Московской Руси, и у греков эта практика распространилась на всех архиереев (ранее русские епископы носили архиерейскую шапку с опушкой).

В современной практике митру носят архиереи, архимандриты, а также женатые священники, которым право ношения митры дается в качестве награды за особые заслуги. Священники, награждённые правом ношения митры, называются митрофорными. На митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима.

До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. В Русской церкви до 1786 года митра была частью богослужебного облачения монашествующего духовенства — архимандритов и епископов. 29 ноября (10 декабря1786 года произошёл первый в истории Православной церкви случай награждения митрой представителя белого духовенства[4]. Тогда императрица Екатерина II пожаловала митрой своего духовника, протоиерея Благовещенского собора Иоанна Иоанновича Памфилова. Однако до 1917 года случаи награждения митрами представителей белого духовенства были крайне редки. Известны факты, когда правом ношения митры за богослужением удостоивали игуменов крупных монастырей[5].