Библиотека (Псевдо-Аполлодор)


«Библиотека» (др.-греч. Βιβλιοθήκη), также известная как «„Мифологическая библиотека“ Псевдо-Аполлодора», — сборник древнегреческих мифов и героических легенд, собранных в три книги, обычно датируемые I или II веком нашей эры[1].

Авторство сборника традиционно приписывалось Аполлодору Афинскому, но ныне оно считается ложным, и поэтому к имени предполагаемого автора был добавлен префикс «псевдо-»: Псевдо-Аполлодор. «Библиотека» считается одним из самых ценных мифографических произведений, дошедшим до нынешнего времени из глубокой древности[2].

Краткие и изложенные без прикрас мифы в «Библиотеке» позволили некоторым исследователям сделать предположение, что даже её полные разделы являются эпитомами утраченной работы[3].

На некоторых сохранившихся рукописях в качестве автора указан некий «Аполлодор» (Diller 1983). Этот Аполлодор был ошибочно отождествлён с Аполлодором Афинским (родился около 180 г. до н. э.), учеником Аристарха Самофракийского, из-за того, что известно (из упоминаний в малой схолии о Гомере), что Аполлодор Афинский действительно оставил после себя подобный всеобъемлющий труд по мифологии в форме стихотворной хроники. Однако сохранившийся до наших дней текст «Библиотеки» цитирует римского автора I века до н. э., Кастора Родосского, современника Цицерона. Ошибочная атрибуция была сделана учёными после упоминания константинопольским патриархом Фотием I этого имени, хотя он не называл его афинянином, а это имя было достаточно употребимым в то время[4]. Поскольку по хронологическим причинам Аполлодор Афинский не мог написать эту книгу, автор «Библиотеки» условно именуется для большей корректности «псевдо-Аполлодором».

Одним из многочисленных источников для Псевдо-Аполлодора послужили «Трагодумены» IV века до н. э., авторства Асклепиада Трагильского[5], первый известный греческий мифографический сборник[6].

Первое упоминание Фотия I о работе относится к IX веку. «Библиотека» была почти утрачена в XIII веке, сохранившись в одной ныне неполной рукописи, которая была скопирована для кардинала Виссариона Никейского в XV веке; другие сохранившиеся рукописи происходят от этой копии[7].