Мифология


Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — «предание», «сказание» и λόγος — «слово», «рассказ», «учение») — совокупность мифов[1] — фантастических историй о сотворении мира, о деяниях божеств и героев; способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории[2]; основной метод общинно-родового мышления[3]; древнейший способ объяснения окружающей действительности и человеческой сущности[4]. Включает в себя народные сказания (мифы, эпос и т. д.). Мифология изучается в рамках научных дисциплин, например — сравнительной мифологии[5][6].

Мифология отличается от фольклора: мифы — совокупность представлений о мире, принимаемая носителем мифологического сознания за действительное и не подвергающееся сомнению знание, своего рода древнейшая проторелигия человеческого общества, в отличие от фольклора, который, проистекая из мифов, теряет свою эзотеричность; он не обязан восприниматься как нечто правдивое и жизнеподобное. Фольклор есть художественно-эстетическое отображение мира и, являясь своего рода порождением мифологии, он сохраняет те или иные её черты, но не становится ей равным[7].

Белорусский языковед, доктор филологических наук[8] Нина Борисовна Мечковская в этой связи заключает: «Мифология — это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания ещё не различены и не обособлены друг от друга. Фольклор — это исторически первое художественное (эстетическое) коллективное творчество народа (словесное, словесно-музыкальное, хореографическое, драматическое)»[9].

Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни[10].

Основной внутренний смысл мифологии в целом составляет переход из неупорядоченного хаоса к организованному космосу, что присутствует уже в архаичных космогонических мифах[11].

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением истории, так и современных примитивных народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии[12].


Персонажи мифов разных народов мира
Исполнение ритуала (предположительно), Наскальные рельефы в Тануме, Швеция, возраст от 3800 до 2600 лет
Схема пространственной мифологической картины мира многих народов: сакральная середина мира, связанная с небесами, в центре; срединный мир (квадрат); за его пределами первозданные воды мирового океана (большой круг) и преисподняя; мировое древо, объединяющее все сферы мироздания[16][17][18]
Колесо жизни в ваджраяне
Марийские Кугу-Юмо и его брат Йын (Керемет) в образе селезней творят мир на водах мирового океана
Элохим, создающий Адама, картина Уильяма Блейка
Скандинавские Соль (солнце) и её брат Мани (месяц), преследуемые волками. Джон Доллман
Близнецы Хенгест и Хорса
Похороны Костромы. Рисунок с лубка, XIX век
Ваагн Драконоборец — бог войны, грозы и солнца. В древнеармянской мифологии Ваагн рождается рыжим юношей (описание рассвета), который стремится в бой с вишапами (драконами)[30][31][32][33][34]
Пупыги, в мансийской мифологии духи-покровители людей, духи предков
Почтовая марка 2000 года