Михин, Борис Александрович


Бори́с Алекса́ндрович Ми́хин (1881, Российская империя — 11 апреля 1963, Москва) — российский и советский кинорежиссёр, художник, сценарист, организатор кинопроизводства, один из основателей киностудии «Мосфильм».

Родился в 1881 году в Харькове[1]. В 1903 году поступил на правоведческий факультет Санкт–Петербургского университета. Не завершив обучения, ушёл добровольцем на русско-японскую войну[2][3].

В 1909 году окончил юридический факультет Харьковского университета[1], занимался живописью и скульптурой, изучал историю искусств, работал декоратором в Харьковских театральных антрепризах[3][4].

В 1910 году переехал в Москву, работал скульптором–художником Московского художественного театра[2]. С 1910 года — художник-декоратор, в 1913 году — заведующий художественной частью в «Торговом доме А. Ханжонкова», осенью 1913 года перешёл в кинофирму А. Г. Талдыкина[5]. Один из создателей фундусной системы декораций в кино, которая впервые была применена в фильме П. И. Чардынина «Крейцерова соната» (1911)[6][7][8][9].

С началом Первой мировой войны был призван в ряды действующей армии, служил в санитарном отряде, за храбрость был награждён Георгиевскими крестами[9]. В 1916 году начал работать на киностудии Скобелевского комитета, вскоре став её производственным директором[5]. В 1917 году совместно с А. С. Ивониным снял свой первый фильм «Царь Николай II, самодержец Всероссийский». В 1918 году В. И. Ленин рекомендовал послать этот фильм в США для ознакомления американцев с жизнью дореволюционной России[10].

В 1918 году — заведующий киноателье Московского кинокомитета[11]. Режиссёр А. Е. Разумный, осуществлявший по договору с Кинокомитетом постановку кинофильма «Восстание» (1918), в своих воспоминаниях отмечал «изумительную энергию» и высокие организаторские способности  Б. А. Михина, который в самый короткий срок «умудрился полуразрушенный павильон превратить в хорошо оснащённое (по тем временам, конечно) кинематографическое предприятие»[11]. Постановщик ряда немых кинофильмов[3].