Ми-8


Ми-8 (по кодификации NATO: Hip — «Бедро») — советский многоцелевой вертолёт, разработанный Опытным конструкторским бюро (ОКБ) М. Л. Миля, в начале 1960-х годов.

Ми-8, и его модификации, самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире (в общей сложности построено более 17 тыс. экземпляров всех модификаций); является самым массовым вертолётом в истории авиации[7] и вторым (после UH-60) по количеству активных вертолётов вооружённых сил мира. Широко используется более чем в 50 государствах мира для выполнения множества гражданских и военных задач. Вертолёты Ми-8, как правило, имеют двойное назначение, о чём указывается в сертификате типа; в России вертолёты, имеющие военное назначение, могут быть проданы только госкомпанией «Рособоронэкспорт», входящей в корпорацию «Ростех». Все остальные вертолёты, находящиеся в свободной продаже, имеют только гражданское назначение[8].

Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолёта под обозначением В-8, призванного заменить выпускавшуюся модель вертолёта Ми-4, началась в 1960 году в московском ОКБ-329[9], генеральный конструктор ОКБ — М. Л. Миль.

Первые пять опытных вариантов вертолёта под индексом В-8 изготавливались на московском авиационном заводе № 23 Минавиапрома (с 1962 года завод был перепрофилирован на выпуск ракетно-космической техники), а окончательная сборка велась на заводе № 329 (будущий МВЗ).

Первый собранный В-8 имел, как на Ми-4, четырёхлопастной несущий и трехлопастной рулевой винты, автомат перекоса и многие другие элементы системы управления, трансмиссию, основные и хвостовая опоры шасси, а также хвостовую и концевую балки. Носовая и центральная части фюзеляжа В-8 были полностью новыми. В конструкции фюзеляжа впервые использовались крупногабаритные дюралюминиевые штамповки и клеесварные соединения. На испытания вертолёт поступил в пассажирском варианте с салоном на 18 кресел.

24 июня 1961 года первый летный прототип В-8 поднялся в воздух, выполнив непродолжительное висение. Спустя две недели, 9 июля, опытная машина приняла участие в авиационном параде на Тушинском аэродроме в Москве, выполнив полет по кругу. В декабре вертолёт был представлен на совместные государственные испытания, но в качестве прототипа будущих серийных машин рассматривался недолго и с 1963 года использовался только в роли испытательного стенда. Ближе к концу 1961 года был изготовлен второй экземпляр однодвигательного вертолёта В-8, но из-за бесперспективности однодвигательной схемы он никогда не летал и использовался как наземный испытательный стенд.