Мкртич Нагаш


Мкрти́ч Нага́ш (арм. Մկրտիչ Նաղաշ; около 1394, с. Пор, близ Битлиса— около 1469[1]/1470[2]) — армянский поэт, художник, церковный и общественный деятель[2].

Ещё при жизни биографию Нагаша написал вардапет Аствацатур[2]. Родился в семье священника по имени Аракел. Образование получил в монастырях св. Анании и св. Геворга в родном Битлисе. Возможно, прошёл обучение также у Товмы Мецопеци. В 1420 годах вместе с сыном Месропом переехал в город Амид. В 1430 году католикосом Костандином VI Вахкаци был рукоположён в епископы, а в следующем 1431 году был рукоположён епископом Амида и духовным предводителем армян Месопотамии[2]. Имел благоприятные политические отношения с местными мусульманскими владетелями в связи с чем сумел обрести некоторые привилегии для армянского населения. Занимался восстановлением и строительством церквей. Но вскоре из-за начавшихся репрессий со стороны новых власитетелей и мусульманских религиозных фанатиков, сначала переехал в Константинополь, затем в Феодосию[2]. После смены мусульманского правительства в Амиде вернулся и восстановил полуразрушенную армянскую церковь (причиной конфликта стал высокий купол армянской церкви превышающий минарет мусульманской мечети).

О братья, в мире все дела — сон и обман!
Где господа, князья, цари, султан и хан?
Строй крепость, город, иль дворец, иль бранный стан —
Все ж будет под землей приют навеки дан.

Разумен будь, Нагаш, презри грехов дурман,
Не верь, что сбережешь добро: оно — туман;
Стрелами полный, смерть для всех несет колчан,
Всем будет под землей приют навеки дан.

Как поэтический, так художественный талант Мкртича Нагаша проявились достаточно рано. Писал в свободолюбивой традиции Фрика. Своей поэзией Нагаш поставил на новую уровень армянскую лирику особо углубляя его гуманистическое и светское содержание[2]. В таких произведениях как «Суета мира», «О жадности» и др. Нагаш размышляет о «суетности мира», осуждает господство денег, выступает против разложения нравов духовенства и власть имущих[3]. Песни о гарибах (скитальцах-изгнанниках), о трагической судьбе армянского народа на чужбине. В стихах-размышлениях о суетности мира с христианских позиций выступает против социальной несправедливости, порчи нравов. В 1469 году написал «Плач» описывающий трагедию эпидемии в Месопотамии в том же году. Писал на среднеармянском литературном языке[2].