Мини-сериал


Мини-сериал (англ. miniseries) — художественное или документальное произведение, состоящее из заранее запланированного набора эпизодов, представляющее собой законченную историю и предназначенное для демонстрации по телевидению[1].

История мини-сериалов в Северной Америке началась в начале семидесятых годов двадцатого века с выхода экранизаций книг «Национальная мечта» из восьми частей[2], а также «Королевская скамья VII» из шести частей. В тот же период в рамках премии «Эмми» была создана категория за «Лучший мини-сериал» (Outstanding Miniseries), до 1986 года называвшаяся «Лучший сериал ограниченной перспективы» (Outstanding Limited Series). С 1981 года и «Золотой глобус» сделал категорию за «Лучший мини-сериал или телефильм».

Пик производства мини-сериалов пришелся на конец семидесятых-начало девяностых, после рейтингового и критического успеха мини-сериала из 12 эпизодов «Богач, бедняк»[1]. Он был показан на ABC в начале 1976 года в течение семи недель, начиная с 1 февраля и ввел моду на аналогичные дальнейшие крупные проекты[3]. В следующем году на экраны был выпущен самый успешный мини-сериал — «Корни», который наблюдало по оценкам более 130 млн зрителей[4], с долей аудитории более пятидесяти процентов от населения страны, что до сих пор делает проект третьей самой рейтинговой программой в истории, после «МЭШ» и «Даллас»[5]. В целом мини-сериалы в первую очередь снимались как экранизации известных произведений и исторических моментов[6].

Хотя, в целом, в девяностых и двухтысячных формат мини-сериала практически был мёртв (в 1991[7]-1992 и 2011—2014 гг. категория премии «Эмми» «Лучший мини-сериал» объединялась с категорией «Лучший телефильм»), его возрождение началось в сезоне 2012—2013 годов, с огромным рейтинговым успехов проектов «Хэтфилды и Маккои» и «Библия»[8]. В сезоне 2013-14 сразу несколько каналов решили вернуться к формату сериала ограниченной перспективы трансляции на волне падения рейтингов классических полносезонных драм[8], в 2015 году категория премии «Эмми» «Лучший мини-сериал» была переименована в «Лучший непродолжительный сериал», которая стала присваиваться телефильмам состоящим не менее чем из трёх и не более чем из пяти серий[9].

В СССР наиболее часто вместо классических сериалов производились «многосерийные телевизионные фильмы» (первый советский многосерийный художественный телефильм «Вызываем огонь на себя» был снят киностудией «Мосфильм» в 1965 году[10]), являвшиеся по западным меркам мини-сериалами[11], как правило, обладающие чёткими сюжетными рамками, или же основанные на том или ином литературном произведении, а их сценарий обычно бывает полностью написан до начала съёмок. Советские мини-сериалы чаще всего состояли из четырёх эпизодов продолжительностью 50-70 минут каждый[12].

В современной России подобный формат фильмов стал гораздо менее популярен. Тем не менее, такие мини-сериалы по-прежнему снимаются и транслируются по телевидению.