Множественная личность в популярной культуре


Множественная личность или раздвоение личности — психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями. Это психическое расстройство часто используется как сюжетный поворот в различных художественных произведениях.

Профессор Аугсбургского университета Хайке Шварц в своей книге «Beware of the Other Side(s): Multiple Personality Disorder and Dissociative Identity Disorder in American Fiction»[1] отмечает, что психиатрические расстройства подобного плана нередко бывают культурно обусловленными, и образы Нормана Бейтса из «Психо»[⇨] или Тайлера Дёрдена из «Бойцовского клуба»[⇨] могут оказывать влияние на течение болезни[2][3].

Идея множественной личности в культуре тесно связано с понятиями alter ego и двойника-доппельгангера. Эту связь, в частности исследовал профессор Потсдамского университета Logi Gunnarsson[нем.] в своей книге «Философия личности и множественной личности»[4][5].

Характерная для готической литературы тема «тёмного», зловещего двойника была трансформирована в согласующийся с научной картиной мира образ раздвоенной личности в «Странной история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсоном[6].Роберт Льюис Стивенсон, по свидетельству его жены Фанни, всерьёз интересовался феноменом раздвоения личности. До того как создать свою повесть, он в 1880 году в соавторстве с Уильямом Хенли написал пьесу «Deacon Brodie, or, The Double Life», в которой авторы описали историю казнённого в 1788 Уильяма Броди — столяра и члена Эдинбургского городского совета, который возглавлял по ночам шайку грабителей. В 1885 году, Стивенсон вернулся к мотиву расщепления личности в своём рассказе Маркхейм[7].

Некоторые исследователи считают, что одним из прототипов при написании «мистера Джекила» Стивенсону послужил первый глубоко исследованный случай расщепления личности, который врач из Бордо Étienne Eugène Azam[англ.] описал в серии статей, опубликованных в 1876—1879 в Revue Scientifique[фр.], хотя сам Стивенсон утверждал в своём интервью, что не изучал клинические случаи раздвоения личности до выхода своей книги. Об этом случае, наряду со случаем сержанта Ф., у которого раздвоение развилось после повреждения левого полушария мозга в результате ранения, Стивенсон мог узнать из серии научно-популярных статьей, которые Ричард Проктор опубликовал в 1877 году в журнале Cornhill Magazine, где печатался и сам Стивенсон[8].

В 1957 году выходит американский фильм «Три лица Евы» — о больной женщине, прячущей порочную вторую личность.