Моана южных морей


«Моана южных морей» или просто «Моана» (англ. Moana) — американский документальный немой чёрно-белый фильм 1926 года. Вторая по счёту полнометражная режиссёрская работа Роберта Флаэрти (после «Нанук с севера» (1922)).

Премьера фильма состоялась в США 7 января 1926 года. Дистрибьютером ленты выступила кинокомпания Paramount Pictures.

Термин «документальный» (англ. documentary) применительно к такому жанру (виду) кино был впервые предложен Джоном Грирсоном (под псевдонимом «Кинозритель» (англ. The Moviegoer)) в рецензии именно на «Моану южных морей», опубликованной 8 февраля 1926 года в The New York Sun[1][2].

Несмотря на то, что в большинстве источников жанр этой ленты определён как «документальная», правильнее всё-таки называть эту картину снятой в жанре «доку-фикшн[en]»[3], причём «первым доку-фикшн в истории кинематографа»[4]. Как и в предыдущем своём «Нанук с севера» (и последующем, «Человек из Арана[en]»), Флаэрти использовал следующую методику подбора актёров: он выискивал среди аборигенов наиболее фотогеничных, уговаривал их сняться и выстраивал между ними вымышленные семейные взаимоотношения для сюжета. Также «нарушением документальности» можно считать то, что Флаэрти показал в «Моане» (и в других своих фильмах тоже) несколько почти забытых местными жителями обрядов, традиций и практик, который выдал зрителю за современные, ныне активно применяемые полинезийцами. Например, к середине 1920-х годов большинство самоанцев, под активным влиянием христианских миссионеров, носили одежду западного образца, но Флаэрти для съёмок одел всех актёров в традиционные наряды из тапы, причём в одной сцене показано, как Моана изготавливает такую одежду. Незамужние девушки в «Моане» ходят топлесс[en], что также в то время на Самоа уже практически не встречалось; показана сцена нанесения соответствующих татуировок юноше, «вступающему во взрослую жизнь» — этот болезненный обряд также в то время на Самоа был почти позабыт.

Съёмки фильма проходили в нескольких деревнях района Сафуне[en] на острове Савайи (Самоа)[5] летом 1924 года. К моменту начала съёмок Роберт Флаэрти с женой[en] и их тремя дочерьми прожил на Самоа уже более года, «проникаясь» местной жизнью. Paramount Pictures, впечатлённая дебютной лентой Флаэрти, «Нанук с севера» (1922), отправила его в апреле 1923 года с семьёй на Самоа с указанием снять не менее успешный фильм о традиционной жизни полинезийцев. В средствах кинокомпания не скупилась, и вместе с режиссёром на остров было доставлено 16 тонн кинематографического оборудования и материалов, в том числе новейшие фото-материалы «Панхром» (подавляющее большинство лент того времени использовали технологию «Ортохром») и дорогая цветная кинокамера Prizma, которую использовать так и не удалось в связи с поломкой.