Мобильное приложение


Мобильное приложение (калька с англ. «Mobile application») или приложение для мобильных устройств, также может встречаться в обиходе под названиями сетевое приложение, онлайн или офлайн приложение, приложение для смартфона) — программное изделие, разновидность прикладного программного обеспечения, предназначенная для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных (портативных, переносных, карманных) устройствах[1]. Обеспечивает без привязки к стационарному компьютеру, «на ходу» необходимые пользователю взаимодействия со Всемирной Сетью (либо устанавливается на устройстве благодаря такому взаимодействию — после скачивания на носимое пользователем устройство). Первоначально мобильные приложения использовались для быстрой проверки электронной почты, но высокий спрос на услуги мобильного интернета привёл к расширению их применения и в других областях, таких как игры для мобильных телефонов, GPS либо ГЛОНАСС-геолокация, общение, просмотр видео и пользование Интернетом.

Программные изделия могут быть предустановлены на самом мобильном устройстве или загружаться на него из центров цифрового распространения — онлайновых магазинов приложений. Последние могут представлять собой также точку доступа в среду разработки приложений (в основе которой конкретная мобильная операционная система) либо стороннюю торговую площадку («маркетплейс» англ. Marketplace), которая просто предоставляет третьим лицам свой репозиторий для размещения готовых приложений — бесплатно или за плату. При этом программное обеспечение доступа к данным онлайн-платформам само по себе является приложением для мобильного устройства, либо предустановленным, либо скачиваемым. Одно и то же изделие может выпускаться разработчиками в нескольких версиях для наиболее распространённых операционных систем мобильных устройств (iOS, Android, Windows Phone и т. д.).

Сокращение английского названия (англ. App, от англ. Application) стало очень популярным в англоязычном пространстве с 2007 года, и в 2010 году неологизм был внесен в список «Слова года» Американского диалектического общества[2].

На начало XXI века рынок приложений для мобильных устройств характеризуется как дуополия мегакорпораций Google и Apple (с операционными системами Android и iOS, соответственно[3]), привлёкших основную массу пользователей и создавших собственные экосистемы разработчиков приложений в мировом масштабе.