Мовсес Каганкатваци


Мовсе́с Каганкатваци́ (арм. Մովսես Կաղանկատվացի), Моисе́й Каланкату́йский, Мовсе́с Каланкатуаци́ — армянский историк[2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15] VII века, автор «Истории страны Алуанк» — компилятивного[7][3] сочинения, посвящённого средневековой истории Кавказской Албании. Ряд историков, не отрицая его принадлежности к армянской школе литературы и историографии, называют его, как автора истории Албании, также историком Албании (албанским историком)[16][17][18][19][20]. Концепция азербайджанских историков, согласно которой Каганкатваци принадлежит не армянской, а отдельной албанской литературной и историографической традиции, подвергается критике[⇨][21]. Вопрос об этническом происхождении Каганкатваци остаётся спорным[22].

Биографических данных не сохранилось[16]. Из сообщения[24] самого Мовсеса Каганкатваци известно, что он был уроженцем села Каланкатуйк в области Утик[3], от названия которого и происходит его имя. Как отмечает историк А. Шагинян, вопрос этнической принадлежности автора остаётся спорным[22]. Мнение о неоднозначности происхождения Каганкатваци высказывала в одном из своих трудов советский историк К. Тревер, не отрицавшая при этом ни принадлежности Мовсеса к армянской историографии, ни его возможного армянского происхождения[2]. В другой своей работе Тревер склонялась к версии об албанском происхождении Каганкатваци[25]. Российский историк А. Аликберов вслед за Камиллой Тревер полагает, что Мовсес Каганкатваци мог быть армянином или арменизированным албаном, однако находит у Каганкатваци ряд признаков, позволяющих считать его политическую самоидентификацию в большей степени албанской. Я. Манандян, основываясь на ранней рукописи 1289 года из Эчмиадзина, называл его Моисеем Утийским[26]. В. Бартольд считал Каганкатваци армянином[27].

Имел, по-видимому, церковное образование[28]. Упоминания о Мовсесе Каганкатваци встречаются у армянских историков XII—XIV веков, таких как Мхитар Анеци, Киракос Гандзакаци и Мхитар Айриванеци.