Модальный реализм


Модальный реализм (англ. Modal realism) — гипотеза, предложенная Дэвидом Льюисом, что все возможные миры такие же реальные, как реальный мир.

Термин восходит к теории Лейбница о возможных мирах, которая использовалась для анализа необходимости, возможности и аналогичных модальных понятий. Короче говоря, фактический мир рассматривается лишь как один из бесконечного множества логически возможных миров, просто некоторые из них «ближе» к миру явлений, а некоторые более отдаленные. Утверждение является обязательным, если оно является правдой во всех возможных мирах, и возможным, если оно является правдой по крайней мере в одном мире.

Льюис поддерживает гипотезу модального реализма из-за множества причин. Прежде всего, нет причины её не поддерживать. Многие абстрактные математические объекты считаются существующими просто потому, что они полезны. Например, являются полезными множества — абстрактные математические конструкции, которые были изобретены лишь в 19 веке. Множества в настоящее время воспринимаются как объекты сами по себе, и хотя это философски неинтуитивная идея, их полезность в понимании работы математики создаёт веру в их целесообразность. То же самое справедливо и по отношению к возможным мирам. Поскольку эти структуры помогли нам разобраться в ключевых философских концепциях эпистемологии, метафизики, философии сознания и т. д., их существование должно быть некритически принято на прагматических основаниях.

Льюис считает, что концепция алетической модальности может быть редуцирована, чтобы говорить о реальных возможных мирах. Например, сказать «х — возможен» значит сказать, что существует возможный мир, где х существует. Сказать «х — существует» значит сказать, что во всех возможных мирах х существует. Обращение к возможным мирам обеспечивает своего рода экономию с наименьшим количеством неопределенных первозданностей/аксиом в нашей онтологии.

Делая дальнейший шаг в рассуждении, Льюис утверждает, что модальность не может иметь смысла без такой редукции. Он утверждает, что мы не можем определить, является ли х возможным без понятия о том, как выглядел бы реальный мир, где существует х. При решении вопроса, могут ли баскетбольные мячи быть внутри атомов, мы не делаем лингвистическое определение или связное грамматически утверждение, мы на самом деле думаем о том, сможет ли реальный мир выдержать такое положение дел. Таким образом мы требуем качества от модального реализма, если мы хотим использовать модальность вообще.

Проблема тождества объекта сквозь возможные миры (суть проблемы тождества в модальной логике)[1]: есть такой мой двойник, у которого нет ни одного моего свойства, но мы по-прежнему говорим, что это двойник. На каком основании осуществляется отождествление двойников через возможные миры, а если такого основания нет, то в чём смысл модального реализма?