Модель линейного города


Модель линейного города (модель Хотеллинга) — модель пространственной дифференциации рынка с монополистической конкуренцией, которая демонстрирует потребительские предпочтения в отношении конкретных марок товаров и их расположение, предложенная впервые Г. Хотеллингом в 1929 году[1].

В 1929 году в статье «Стабильность в конкуренции»[2] Г. Хотеллинг предложил модель размещения предприятий, взяв для упрощения две фирмы, расположенных на линии, представляющей равномерно распределенный потребительский рынок, где потребители также живут, на прямой линии длиной L (L>0).

Цена товара для потребителя увеличивается пропорционально удалению от фирмы. Потребители покупают товар в фирме А, находясь ближе к ней. Когда цена потребителя при покупке в фирме А сравнивается с ценой потребителя при покупке в фирме В, то возникает безразличный потребитель (ему все равно, где покупать), а также граница раздела между фирмами всего рынка. В случае линейных транспортных издержек раздел между рынками будет проходить посередине отрезка АВ[1].

Такое положение не является равновесным, так как фирма А может переместиться прямо на границу раздела рынка и получить всю часть рынка слева плюс половину нового отрезка АВ. Аналогично поступит и фирма В. Перемещения завершаются только тогда, когда обе фирмы окажутся в середине рынка, где любое дальнейшее перемещение будет снижать прибыль фирмы. В таком случае обе фирмы будут размещены в одном месте — в середине отрезка. Производители стремятся производить свои товары как можно более одинаковыми, что и является принципом минимальной дифференциации (законом Хотеллинга). Размещение фирм в одном месте объясняет процесс агломерации и концентрации торговли[1].

Модель линейного города рассматривается как общая модель дифференциации продукта, допустив, что расстояние между продавцами отражает различие потребительских характеристик товаров двух производителей. Транспортные издержки рассматриваются как потери полезности потребителя предпочитающего первый товар, но вынужденного использовать второй (сумму скидки, необходимую для того, чтобы предпочитающий первый товар покупатель сделал выбор в пользу второго). Таким образом, транспортный тариф становится отражением степени приверженности марке, рост транспортного тарифа — роста приверженности марке. Модель Хотеллинга позволяет сделать вывод относительно влияния изменения приверженности марке на положение фирм-продавцов: рост приверженности марке снижает ценовую конкуренцию и укрепляет основы монопольной власти[3].

Цена за товар зависит, с одной стороны, от максимальной готовности платить за товар, с другой стороны, от удаленности покупателя от продавца. Чем дальше покупатель расположен от продавца, тем ниже чистая цена, которую может получить продавец. Для первого продавца зависимость его чистой цены от местоположения покупателя описывается формулой[3]: