Модель мира (мифология)


Модель мира (мифологическая, мифопоэтическая) — упрощённое отображение совокупности представлений о мире внутри конкретной мифологической традиции[1], описание взаимосвязи основных пространственных и временных координат, определяющих место человека и коллектива в мифологизированном космосе[2].

Миф является прежде всего способом обобщения мира в форме наглядных образов. Отдельные аспекты мира обобщались не в понятиях, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой наглядных образов выражала мифологическую картину мира[3]. Мифопоэтическая модель мира не принадлежит к эмпирическим понятиям: носители традиции, как правило, полностью не осознают модель[1].

Восстанавливается на основании различных источников — данные палеонтологии и биологии, этнографические материалы по современным архаическим обществам, современная мифология развитых обществ, лингвистические данные, символика, произведения искусства и др., в которых имеются архаические элементы, в том числе архетипы[1].

Миф не различает объект и мысль о нём, вещь и слово, вымысел, фантазию и действительность, вещь и свойства, пространственные и временные отношения, правду и «поэзию» и др. Случайное, хаотическое, единичное, неповторимое не противостоит необходимому, закономерному, повторяющемуся. Выделение черт предмета определяется не его объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа (шамана, колдуна и др.). Способ обобщения строится на основе подражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умозаключения по аналогии, учитывающие не столько объективные параметры предмета, сколько субъективные особенности ситуации поведения. В мифологии имеет место неполная обратимость логических операций и как следствие этой черты — нечувствительность мифа к логическим противоречиям.

Миф представляет собой особое объяснение мира со своеобразными трактовками причинности, пространства и времени. Объяснить какое-либо событие с точки зрения мифа — значит рассказать о том, как оно произошло, как оно было сделано, сотворено в прошлом. Мифология выделяет причинные связи, но фиксирует их как связи между целями и результатами человеческой деятельности. Поэтому и сама причинность представляется лишь как волевое действие, акт некоторого созидания.

Вся система мифологического объяснения построена на убеждении в реальности мифа. Отсюда следует беспроблемность мифологического объяснения: миф как миропонимание не нуждается в проверке и обосновании[3].