Модерн


Моде́рн (фр. moderne— современный) — международное художественное движение рубежа XIX—XX веков, ставившее целью выработку нового художественного языка искусства и посредством этого создание нового художественного стиля[1]. В англо- и франкоязычной литературе за явлением закрепился термин «ар-нуво» (фр. art nouveau), что в переводе означает «новое искусство». В различных странах модерн получил иные именования.

Несколько устаревшим считается взгляд на модерн, как на единый сложившийся художественный стиль, по аналогии с принятой в академической науке классификацией стилей искусства — готикой, барокко, классицизмом и так далее. Также устаревшим считается определение модерна, как «моста» между историзмом и модернизмом — чрезвычайно популярной ранее концепции, высказанной Николусом Певзнером в 1970-х годах[2].

Модерн являлся сложным явлением, охватывавшим самые разнообразные художественные направления и школы, объединённые антиэклектической идеей преодоления искусства предыдущей эпохи. Основные художественные черты модерна — орнаментальность и декоративность.

Модерн получил заметный международный успех уже в конце 1890-х годов, однако не имел какого-либо единого наименования: в разных странах складывались свои термины для обозначения явления. Главной проблемой в выборе названия являлся тот факт, что современники не имели представления о месте происхождения стиля. Англичане, не понимавшие собственный важный вклад в развитие стиля, называли его французским термином «ар-нуво» (фр. art nouveau — «новое искусство»). Считается, что лексема была заимствована из названия парижской галереи «Дом нового искусства» (фр. Maison L'Art Nouveau), открытой 26 декабря 1895 года франко-германским коммерсантом Зигфридом Бингом[3].

Во Франции стиль первоначально обозначали самыми разными названиями: иногда его именовали английским термином «современный стиль» (англ. modern style)[К 1]; в графическом искусстве его обозначали шутливым «стиль лапши» (фр. style nouille); иногда — более прямолинейным термином «стиль входных павильонов в метро» (фр. style de bouche de métro). Архитектор Эктор Гимар, разработавший дизайн павильонов парижского метрополитена, считал, что явление нужно именовать его именем — «стиль Гимара» (фр. style Guimard). Писатель Эдмон де Гонкур, настороженно воспринявший обтекаемые линии модерна, придумал для его обозначения пейоративный термин «стиль яхтинга». В итоге за явлением во Франции закрепился термин «ар-нуво» (фр. art nouveau)[5].


Здание выставочной галереи «Maison L'Art Nouveau», от названия которой произошёл термин «ар-нуво»
«Мод Адамс как Жанна д’Арк». Альфонс Муха. Афиша 1883 года