Модерн


Моде́рн (фр. moderne — современный) — интернациональное художественное движение на рубеже XIX—XX веков, представители которого ставили цель создания нового художественного языка искусства и посредством этого формирование нового художественного стиля[1]. В англо- и франкоязычной литературе за этим явлением закрепился термин ар-нуво (фр. art nouveau), что в переводе означает «новое искусство». В различных странах искусство того же периода получило иные именования.

Несколько устаревшим считается взгляд на модерн, как на единый художественный стиль, по аналогии с принятой в академической науке классификацией стилей искусства: готика, барокко, классицизм и так далее. Также устаревшим считается определение модерна, как «моста» между историзмом и модернизмом — чрезвычайно популярной ранее концепции, высказанной Николаусом Певзнером в 1970-х годах[2]. Модерн являлся сложным явлением, охватывавшим самые разнообразные художественные направления, течения и школы, объединённые главной идеей — преодоления эклектизма искусства предыдущей эпохи.

«Новый стиль» получил заметный международный успех уже в конце 1890-х годов, однако не имел какого-либо единого наименования: в разных странах складывались свои термины для обозначения явления. Главной проблемой в выборе названия являлся тот факт, что современники не имели представления о месте его происхождения. Англичане, ещё не оценившие собственный важный вклад в развитие нового стиля, называли его французским термином «ар-нуво» (фр. art nouveau — «новое искусство»). Считается, что эта лексема была заимствована из названия галереи «Дом нового искусства» (фр. Maison L'Art Nouveau), открытой 26 декабря 1895 года в Париже франко-германским коммерсантом Зигфридом Бингом[3].

Во Франции стиль искусства рубежа XIX—XX веков вначале обозначали самыми разными названиями: иногда его именовали английским термином современный стиль (англ. modern style)[К 1]; в графическом искусстве новый стиль обозначали шутливым «стиль лапши» (фр. style nouille); иногда — более прямолинейным термином «стиль входных павильонов в метро» (фр. style de bouche de métro). Архитектор Эктор Гимар, разработавший проекты наземных павильонов парижского метрополитена, считал, что явление нужно именовать его именем — «стиль Гимара» (фр. style Guimard). Писатель Эдмон де Гонкур, настороженно воспринявший обтекаемые линии модерна, придумал для его обозначения пейоративный термин «стиль яхтинга». В итоге за явлением во Франции закрепился термин «ар-нуво» (фр. art nouveau)[5].