Модная фотография


Модная фотография, или фешн-фотография (англ. Fashion photography) — жанр фотографии, связанный с демонстрацией модной одежды и других товаров индустрии моды. Данный тип фотографии связан с рекламой товаров, а также модными журналами, таких как Elle, Vogue, Vanity Fair.Модная фотография играет важную роль в создании такого феномена как мода[1].

Модная фотография нацелена на создание настроения и атмосферы, которые представляют тот или иной стиль жизни. Российский искусствовед Екатерина Васильева обращает внимание на тот факт, что условным итогом модной фотографии становится создание несуществующей идеологии[2]. Она имеет центральное значение в определении механизма формирования ценности[2]. В своей работе Система моды Барт[3] отводит модной фотографии центральную позицию в процессе формировании мифологии моды.

Принято считать, что появление модной фотографии совпадает с изобретением фотографии как техники. Фотографию Уильяма Генри Фокса Тальбо с изображением кружева иногда рассматривают как первый образец модной фотографии на том основании, что она представляет модный элемент или фрагмент одежды. Но это слишком смелое допущение и, фактически, модная фотография появляется много позже — на рубеже XIX и XX вв. В 1856 году Адольф Браун опубликовал книгу, содержащую фотографии Вирджинии Ольдони, итальянской герцогини при дворе Наполеона III. Фотографии изображали её в пышных аристократических нарядах, что сделало герцогиню первой в истории фотомоделью[4].

В первой декаде двадцатого века развитие полутоновой печати позволило модной фотографии быть использованной в журналах. Первая публикация фешн-фотографии была сделана во французском журнале La mode pratique. В 1909 Конде Наст приобрёл журнал Vogue, тем самым способствуя внедрению модной фотографии в общественную жизнь. В 1911 году фотограф Эдвард Стейхен создал снимки платьев от парижского кутюрье Поля Пуарэ, которые впоследствии были опубликованы в издании журнала Art et Décoration апреля 1911 года. По словам Джес Александр: «…это считается первой серией снимков современной модной фотографии»[5].

Vogue и Harper's Bazaar были двумя лидирующими журналами в сфере модной фотографии в течение 1920-х и 1930-х годов. Такие фотографы, как Эдвард Стейхен, Джордж Гойнинген-Гюне, Сесил Битон и Хорст П. Хорст преобразовали этот жанр в выдающийся вид искусства. В 1930-х в виду приближения Второй мировой войны Vogue и Harper’s Bazaar обосновались в Соединённых Штатах, где продолжили старое соперничество. В 1936 году Мартин Мункачи сделал первые фотографии моделей в спортивных позах на пляже. Под художественным руководством Алексея Бродович Harper’s Bazaar также начал развивать стиль в своих изданиях. Впоследствии такие фотографы, как Ирвин Пенн, Мартин Мункачи, Ричард Аведон и Луиза Даль-Вульф будут модифицировать модную фотографию. Ричард Аведон совершил революцию в данном направлении, а также переосмыслил роль фешн-фотографа в послевоенное время, создавая снимки современных женщин.