Модулор


Модуло́р — система пропорционирования, разработанная французским архитектором Шарлем-Эдуаром Жаннере (псевдоним Ле Корбюзье; 1887—1965), одним из основоположников искусства модернизма. Ле Корбюзье был инициатором многих архитектурных течений. В 1920—1930-х годах заинтересовался «принципом прямого угла» в классической архитектуре. В 1945 году начал работу над собственной теорией гармонии в архитектуре. В 1948 году в Париже вышла книга Ле Корбюзье «Mod-1» («Модулор-1»), или «Опыт соразмерной масштабу человека всеобщей гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике». В 1955 году опубликована книга «Mod-2», или «Слово за теми, кто пользовался модулором».

Ле Корбюзье подчеркивал, что в связи с переходом в 1795 году от античной системы антропоморфных мер к искусственной метрической системе был утрачен эффект гармонического резонанса пропорций человека и окружающей среды. Современная архитектура стала чуждой человеку прежде всего пропорционально, а затем, как неизбежное следствие, - эмоционально и духовно. Убедившись на собственном опыте в изъянах индустриального метода изготовления элементов крупноблочного строительства, Ле Корбюзье разработал инструмент пропорционирования, «настроенный» на шкалу «золотых отрезков».

В процессе своих построений Ле Корбюзье использовал «принцип прямого угла», хорошо известный в классической архитектуре, в частности, в проектах Андреа Палладио (такие зарисовки имеются в альбоме Ле Корбюзье), совместив его с геометрическим способом построения «золотого сечения», основанного на проецировании диагонали «двусмежного квадрата». В результате, исходя из античной идеи парных мер, французский архитектор предложил две шкалы гармонично возрастающих величин в пропорции «золотого сечения». Основой «красного ряда» послужила величина 108 см (условное расстояние от уровня земли до пуповины взрослого человека), а основой второго, «синего ряда» — удвоенная величина: рост человека с поднятой рукой — 216 см. Оба ряда стремятся к нулю (вниз) и к бесконечности (вверх). Графическая схема Модулора представляет собой стилизованную фигуру человека с поднятой рукой (со временем этот рисунок приобрел значение эмблемы модернистской архитектуры и «подписи» знаменитого архитектора) и двумя пропорциональными шкалами, красной и синей.

Существенно, что условность исходных размеров не влияет на гармонию пропорций. Согласно «Канону» Поликлета, идеальная высота фигуры равна 261,8 см (квадрат «золотого числа»), в древнерусском вавилоне — 176,4 см. Когда во время лекции в Англии Ле Корбюзье возразили, что взятая им за основу мера роста человека 175 см типична только для малорослых французов, он пересчитал свои ряды для среднего роста английского полисмена (в шлеме!) в шесть футов, или 182,88 см (с поднятой рукой в 226 см). Гармонические отношения частей обеих шкал от этого не изменились[1].