Мокбастер


Мокбастер (mockbuster[1] от англ. mock — подделка, пародия), или нокофф (knockoff, knockbuster), — низкобюджетный фильм, который снимается на ту же тему, что и популярный блокбастер. Как правило, такие фильмы выпускаются сразу на видео и как видео по запросу несколько раньше выхода оригинала в широкий кинопрокат, с целью разделить с ним рекламную кампанию, которая обычно предваряет блокбастер. Мокбастеры получают разгромные отзывы кинокритиков и прессы. Часто названия мокбастерам подбирают таким образом, чтобы покупатель мог по ошибке принять его за блокбастер или за его сиквел (например, Титаник 2). Обложка мокбастеров красочно оформляется, они часто размещаются в магазинах вперемешку с высокобюджетными фильмами.

Множество мокбастеров в начале XXI века выпускает небольшая компания The Asylum. Средний бюджет их фильмов составляет 250 тысяч долларов. Чтобы избежать юридического преследования со стороны крупных студий, Asylum объявляет свои фильмы пародиями[2][3][4].

Авторы мокбастеров предпочитают давать своим произведениям названия, начинающиеся с первых букв алфавита (A, B, C, D) или с цифр, чтобы их фильмы оказывались выше в алфавитных списках, используемых, например, в системах Video on Demand[3][5].

Mockbusters имеют долгую историю в Голливуде и других местах[6][7][8][9]. Например, фильм Ванвика 1959 года «Монстр из Пьедрас Бланкас» был явной производной от «Существа из Черной лагуны», дополненного костюмом существа от того же дизайнера, Джека Кевана. «Нападение гигантской женщины» породила фильм «Деревня Гигантов» (Village of the Giants); «Земля, позабытая временем» породила фильм «Легенда о Динозаврах и Птицах-Монстрах» (Legend of Dinosaurs & Monster Birds).

Такие фильмы, как правило, соответствуют классической модели фильмов категории B, производятся с небольшим бюджетом и являются производными от целевого фильма и других подобных проектов. Снижение затрат за счет использования современного оборудования для видео и компьютерной графики, а также привязка к основной рекламе фильмов позволили мокбастерам найти прибыльную нишу на рынке домашнего видео. Blockbuster LLC, в свое время одна из крупнейших сетей проката DVD и видеоигр, оказала подразумеваемую поддержку концепции, купив 100 000 копий версии The Asylum «Войны миров» вовремя, чтобы совпасть с неделей выхода фильма Стивена Спилберга.

Большинство мокбастеров зарабатывают на популярности фильмов, показанных в кинотеатрах, но некоторые из них являются производными от сериалов или других популярных продуктов масс-медиа. Фильм «Месть ангелов» 1979 года имел много поверхностных сходств с популярным сериалом «Ангелы Чарли»; его рекламные материалы даже напоминали графический стиль «Ангелов Чарли». Напротив, Глена А. Ларсона обвинили в продюсировании мокбастера на пике своей карьеры, а его телесериал был плагиатом популярных фильмов того времени (например, «Звёздный крейсер Галактика» извлек выгоду из популярности «Звёздных войн»)[10][11].