Молодой театр (Леся Курбаса)


Молодой театр — театральная труппа, возглавляемая Лесем Курбасом, которая работала в Киеве в 1917—1919 годах. Отказавшись от этнографического репертуара, «Молодой театр» занялся поиском новых форм воплощения современной украинской и мировой классической драматургии.

Основу труппы составили выпускники Музыкально-драматической школы Николая Лысенко, среди которых Василий Василько, Иона Шевченко, Марк Терещенко, Владимир Калин, Степан Бондарчук, Полина Самийленко, София Мануйлович, Антонина Смерека, Алексей Ватуля, Полина Нятко, Олимпия Добровольская, две дочери Анны БорисоглебскойЕлена Рокитянская и София Горст, Александр Юра-Юрский, другие талантливые актёры.

Большинство спектаклей как режиссёр поставил сам Лесь Курбас. Кроме него также работали режиссёрами Гнат Юра, Валерий Васильев и Семён Семдор. Художником-постановщиком был Анатолий Петрицкий, а на некоторые постановки приглашался также Михаил Бойчук.

В статьях Леся Курбаса в «Рабочей газете» под названиями «Манифест» и «Молодой театр» (1917) рассматривались художественные цели и принципы театра. Молодой театр отказался от этнографического репертуара и представил современные украинские пьесы и мировую классику.

Лесь Курбас стремился создать интеллектуальный и философский театр. Его поиски новых форм привели к творческому использованию в своих постановках ритма, жеста, музыки и художественного выражения.

Среди постановок первого сезона — реалистичная «Чёрная Пантера и Белый Медведь» и «Базар» Владимира Винниченко, натуралистическая «Молодость» Макса Хальбе и «Доктор Керженцев», по мотивам рассказа Леонида Андреева «Мысль» в постановке Гната Юры. Они сопровождались стилизованной презентацией символических этюдов Александра Олеся («Осень», «Танец жизни», «При свете костра», «Тихим вечером»), поставленные Лесем Курбасом и Гнатом Юрой. Молодой театр завершил свой первый сезон «мистерией духа» с элементами импрессионизма «Йоля» Ежи Жулавского.