Монастырь Святой Екатерины


Монастырь Святой Екатерины на горе Синай (греч. Ιερά Μονή Αγίας Αικατερίνης στο Όρος Σινά, араб. دير سانت كاترين‎, также Монастырь богоходимой горы Синай греч. Ιερά Μονή του Θεοβαδίστου Όρους Σινά) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, расположенный в мухафазе Южный Синай в Египте близ городка Санта-Катарин.

Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м[1]. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины Александрийской, мощи которой были обретены синайскими монахами в VIII веке[2], монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран[en]) и других местах южного Синая[3]. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими поодиночке в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое суток… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам»[4].

В период правления императора Константина, около 329 года, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV века сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи[5].

В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией)[6], сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины: