Монастырь Святой Екатерины


Монастырь Святой Екатерины на горе Синай (греч. Ιερά Μονή Αγίας Αικατερίνης στο Όρος Σινά, араб. دير سانت كاترين‎, также Монастырь богоходимой горы Синай греч. Ιερά Μονή του Θεοβαδίστου Όρους Σινά) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, расположенный в мухафазе Южный Синай в Египте близ городка Санта-Катарин.

Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м[1]. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины Александрийской, мощи которой были обретены синайскими монахами в VIII веке[2], монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран[en]) и других местах южного Синая[3]. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими поодиночке в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое суток… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам»[4].

В период правления императора Константина, около 329 года, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV века сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи[5].

В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией)[6], сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:


Икона с изображением монастыря Святой Екатерины (XVIII век)
Гора Синай и монастырь Святой Екатерины (Эль Греко, 1560—1565 годы)
Вид на Синай и монастырь. Миниатюра 1508 года из путеводителя для паломников доминиканского монаха Феликса Фабера
Монастырь Святой Екатерины (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)
Встреча в Синайском монастыре посольства царя Ивана IV Грозного в 1559 году
Монастырская колокольня (колокола — дар российского императора)
План монастыря
Серебряное кольцо, которое получают паломники в дар от монастыря
Базилика Преображения (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)
Мозаика Преображение Господне
Моисей получает Скрижали Завета (мозаика апсиды)
Интерьер часовни Неопалимой Купины (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)
Неопалимая Купина
Монастырский сад
Оссуарий (в центре мощи преподобного Стефана)
Запись песнопения 1-го гласа из рукописи Синайского монастыря