Монизм


Мони́зм (от др.-греч. μόνος — единый,[1] один, единственный) — философское воззрение (философский термин[1]), согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции[2].

Мони́зм противоположность дуализма — философского учения, признающего основой бытия два независимых противоборствующих начала — дух и материю и плюрализма[3][4][1] — философского учения, утверждающего что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей. Отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью[5].

Функционализм, который подобно материализму утверждает, что мышление может быть сведено к материальной природе, но не в субстратном (вещественном) её понимании, а как функциональная сущность. Мышление это не конкретные физические процессы, взаимодействие клеток нервной системы — нейронов, но функциональные их отношения. Вместо нейронов мыслительные процессы могут быть продуцированы и в другом субстрате. Эта концепция особенно популярна в когнитивных науках, а также дисциплинах, связанных с разработкой искусственного интеллекта (AI) [источник не указан 1609 дней]

Элиминативизм утверждает, что рассуждать о мышлении, в силу неопределённой его природы, ненаучно[6]. Подобно тому как мы отказались от древнегреческих представлений о земле, огне, воде и воздухе как первоначалах универсума, также мы должны отказаться и от понятия мышления. Приверженцами элиминативизма являются радикальные бихевиористы (Скиннер Б. Ф.)

Аномальный монизм[en] предложен Дональдом Дэвидсоном в 1970 году. Теория исходит из того, что, во-первых, мыслительные процессы связаны с физическими событиями и, во-вторых, мыслительные процессы являются аномальными (отклоняющимися от нормы). То есть для этих процессов не могут быть выявлены физические детерминанты, соответственно, они не могут быть описаны в определённых физических закономерностях.