Монограмма


Моногра́мма (от греч. μόνος — «один» и γραμμα — «буква»), вензелевое изображение[1] — знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени.

Кроме того, монограммой называется, начертание вообще всякого имени в сокращенном виде, и сюда относятся вензеля и марки (знаки, резки, клейма[2]), которыми в средние века, начиная с VII столетия, папы, короли и важные особы скрепляли свои грамоты и которые приказывали вырезать на своих печатях, а также сокращённые надписи, исстари помещаемые на иконах и некоторых предметах церковной утвари[3]. Художественно переплетённую с дополнением витиеватостей и образующую красивый узор монограмму называют «вензелем» (от польск. Węzeł — узел)[4]. Соединение в одно изображении начальных букв имени (реже отчества) и фамилии какого-либо лица, или вензель, производится в большинстве случаев помощью вязи между буквами, для чего последние обыкновенно употребляются прописными[5]. Если буквы принадлежат одному лицу, то это простой вензель, если нескольким — то сложный. Соединение может быть украшено короной, венком и тому подобное. Монограмма государей часто состоят из начальных букв имени и титула, к чему иногда присоединяется и цифра, означающая, которому из государей одного имени монограмма принадлежит. Если такая монограмма состоит из одной только начальной буквы имени (хотя бы и с цифрой), то получает название вензелевого изображения имени государя[5]. Вензелевого изображения помещаются на знамёнах или на различных предметах обмундирования и снаряжения, главным образом, на погонах, эполетах, кокардах, лядунках, ташках и вальтрапах[6].

Монограммы встречаются на римских монетах с 355 года до нашей эры. Самые ранние известные монограммы на греческих монетах часто состоят из первых двух букв названия города. Например, монограмма на монетах античного города Ахайя состоит из букв альфа (Α) и хи (Χ), соединённых вместе. Монограммы в первые века нашей эры использовались на медалях эпохи Траяна — Деция и других.

Чаще всего подобные знаки встречаются на произведениях искусства. Многие художники, преимущественно живописцы и гравёры, выставляют их на своих работах вместо подписи. Иногда для такого обозначения принадлежности работы именно ему художник помечает её где-либо не на особенно видном месте, какой-либо, всегда одной и той же фигурой — например, изображением крылатой змейки (Лукас Кранах Старший), цветка гвоздики (Бенвенуто Тизи Гарофало), очков (П. Бриль), насекомого ихневмона (Чима да Конельяно), совы (Херри мет де Блес), «расплавленных» часов (Сальвадор Дали) и тому подобное[7][8][9].